18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
В системе непрерывного образования лиц с нарушениями слуха важную часть составляет специальное ДУ. В России существует дифференцированная система ДУ для детей с нарушениями слуха (НС) раннего и дошкольного возраста. Глухие и слабослышащие дети могут обучаться в различных образовательных учреждениях:
1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей.
ДОУ компенсирующего вида для детей с НС открываются органами при условии достаточного числа глухих и слабослышащих детей. Группы ДОУ компенсирующего вида для детей с НС комплектуются по решению методико- психолого- педагогической комиссии.
В ДОУ принимают детей 1,5 -2 года. Процесс воспитания и обучения зависит от сроков поступления в детский сад (с2-3 лет)рассчитан на 5 лет или на 4 года.
В детских садах компенсирующего вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух и более нарушений).
2. Детские сады комбинируемого вида.
В состав таких детских садов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с НС. в зависимости от состояния слуха и речи при ДОУ создаются группы для глухих и слабослышащих детей. Совместное воспитание глухих и слабослышащих детей водной группе не рекомендуется.
3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
Здесь возможно интегрированное обучение глухих и слабослышащих или позднооглохших дошкольников со слышащими. Для детей с НС могут быть организованы индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с учителем дефектологом (сурдопедагогом, логопедом).
4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах - интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Группы рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети от 2- 3 лет. В случае необходимости организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявления НС, текущие заболевание ребенка) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к первому классу.
5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей.
В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей.
6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого- медико-педагогической реабилитации и коррекции.
Психолого - педагогическая помощь дошкольникам оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье.
В специальных дошкольных учреждениях решают следующие задачи: диагностические, воспитательно - образовательные и коррекционно -развивающие.
Ведущей диагностической задачей является организация комплексного медико- психолго-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно- образовательного процесса, разработка индивидуальной программы.
В ходе решения образовательно- воспитательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюдением преемственности, прежде всего, в принципах обучения языку, слухоречевой реабилитации и т. д.
Коррекционно - развивающая работа направлена на развитие слухового восприятие и обучение устной речи, на абилитацию (раннего начала коррекционной работы до 1 года) поведения, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего возраста(от1 до 3 лет), игровой- в дошкольном детстве (от З до7 лет).
Программа воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста строятся на основе общих закономерностей их развития сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Усвоение программных требований осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникаций.
Программа рассчитана на выполнение требований во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее или среднее образование учителя - дефектолога и воспитателя).
Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, этетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной с учетом особенностей воспитания детей с НС. Некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со второго года, поэтому программные требования первого года повторяются в какой-то мере на обучении второго года.
Успехи дошкольного воспитания детей с НС определяются степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества всех специалистов, улучшением микроклимата в семье воспитанников, тесным взаимодействием специальных дошкольных учреждении для детей с недостатками слуха с общественностью и семьей.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.