logo search
ShPOR_MPL

25. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.

Устная и письменная речь находится в тесной взаимосвязи, поэтому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много общего. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Произведения в речи, создаваемые на уроках литературы не имеют конкретного адресата. Этим объясняется ситуативность и диалогичность устного общения. Формы письменной речи – монологическая. Методисты выделяют виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). В повседневной школьной практике вопросы, связанные с развитием письменной речи школьников решается не эффективно из-за отсутствия со стороны учителей должного внимания речевой деятельности учащихся. Литература как учебный предмет создает условия для овладения приемами исследовательского труда, поисковой работы, связанной с умениями самостоятельно решить сложные проблемы с критико-оценочной деятельностью на материале изученного произведения. Школьников учат готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком труде развиваются творческие способности. В современной методике творческая деятельность учащихся рассматривается как условия повышения нравственно эстетического влияния литературы на формирование личности. Среди критериев литературно-художественной подготовительности школьников выделяют: выразительность, индивидуальное своеобразие, творческий характер речи. Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая). В советской методике большое внимание уделяется систематическому обогащению лексического запаса учащихся и воспитанию у них сознательного отношения к слову. Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении.

В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя.