logo search
12461_lekcii_po_pedagogike

2.1 Системный подход к построению воспитательного процесса в сельскохозяйственном вуЗе

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Ге­гель, В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Д.И. Мен­делеев, А.А Богданов, Н. Винер, Л.С. Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. Его основате­лем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, кото­рый впервые изложил основные положения общей теории сис­тем на философском семинаре в Чикагском университете.

Появление и становление нового методологического подхо­да обусловлено потребностями развития производства, науки и техники. Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике, ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире си­стем. К числу окружающих педагогов систем в первую оче­редь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения объяс­няется следующими причинами:

- во-первых, личность ребенка должна развиваться в цело­стном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятелъностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;

- во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;

- в-третьих, созданная воспитательная система позволя­ет экономить время и силы педагогического коллектива, так как она всегда содержит традиционные формы и спосо­бы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат тре­буют меньше, потому что действовать традиционным спо­собом легче, чем работать в новом режиме или непривыч­ной обстановке;

- в-четвертых, специально моделируются условия для са­мореализации и самовыражения личности учащегося, учите­ля, родителя, что способствует их творческому самовыраже­нию и личностному росту, гуманизации деловых и межлич­ностных отношений;

- в-пятых, в процессе построения воспитательной сис­темы формируется «лицо» учебного заведения, его неповто­римый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества;

- в-шестых, создание воспитательной системы, вклю­чающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет рас­ширить диапазон воспитательного воздействия на личность;

- в-седьмых, системный подход способствует оптималь­ному использованию в воспитательной деятельности кадро­вых, финансовых и материально-технических ресурсов учеб­ного заведения.

Использование системного подхода в процессе воспита­ния учащихся предполагает применение специальных поня­тий и методов, соблюдение определенных принципов.

Основные понятия. Ключевым понятием дан­ного подхода является «система». В своей на­учной и практической деятельности мы используем опреде­ление С.А. Саркисяна и Л.В. Голованова, понимающих под системой не просто совокупность множества единиц, в ко­торой каждая единица подчиняется законам причинно-след­ственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.

Воспитательная система - это упорядо­ченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодей­ствие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

Наряду с понятиями «система» и «воспитательная систе­ма» в «терминологическую составляющую» системного под­хода входят и такие понятия, как:

- системность - отличительная особенность сложно орга­низованных объектов (систем) природной и социальной дей­ствительности, выражающаяся в наличии у таких объектов ин­тегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;

- компонент - это какая-либо часть системы, вступаю­щая в определенные отношения с другими ее частями;

- элемент - минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой;

- структура - это способ установления устойчивых свя­зей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции;

- связь - наличие взаимной зависимости, обусловлен­ности, общности между чем-нибудь;

- системообразующий фактор — это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

Второй составляющей системного подхода являются принципы, т.е. исходные положения и основные правила деятель­ности по познанию и преобразованию системных объектов.

Принцип целостности. Он назван первым потому, что именно целостность считают главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса познавательной или практической деятельности — к разря­ду системных.

Раскрывая содержание положения о целостности, иссле­дователи обращают внимание на следующие аспекты:

1) система состоит из определенной совокупности компо­нентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования;

2) целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;

3) систему можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективно существующие связи и отношения, выделяется исследова­телем или практиком из окружающей среды.

Каждый из перечисленных аспектов имеет важное мето­дологическое значение для практики воспитательной дея­тельности.

Во-первых, при моделировании и построении воспита­тельной системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. На наш взгляд, к числу основных составляющих системы воспита­ния учащихся можно отнести пять компонентов:

а) индивидно-групповой (администрация, учителя и со­трудники учреждения образования);

б) ценностно-ориентационный (ценности сообщества де­тей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедея­тельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы);

в) функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной дея­тельности и общения; основные функции воспитательной си­стемы; управление и самоуправление процессом воспитания);

г) отношенческо-коммуникативный (отношения в сооб­ществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи вос­питательной системы);

д) диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы).

Во-вторых, надо осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным качеством воспита­тельной системы в целом, а лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному, духов­но-нравственному и физическому развитию учащихся.

В-третьих, важно понять, что воспитательная система учебного заведения - не единственный фактор развития личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные возможности воспитательного влияния на учащихся других социальных и природных систем.

Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без ос­нования утверждают, что познать систему означает, прежде всего, изучить ее коммуникации — внутренние и внешние связи. Очень близкую точку зрения о значении и роли свя­зей в управлении социальными системами и процессами выразил академик В.М. Глушков. По его меткому замеча­нию, управление есть процесс дирижирования связями.

В системах, особенно социального типа, существует ог­ромное количество связей. Философы - системологи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют семь групп связей:

1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2) связи порождения, имеющие и другое наименова­ние — генетические;

3) связи преобразования;

4) связи строения, которые нередко называют структурными;

5) связи функционирования;

6) связи развития, которые вызывают существенные из­менения в строении объекта и формах его жизни;

7) связи управления.

Воспитательная система - это, прежде всего:

- взаимосвязь основных субъектов воспитательного про­цесса - педагогов, учащихся и родителей;

- взаимосвязь всех компонентов (целевого, содержатель­ного, организационно-деятельностного, оценочно-результа­тивного) процесса воспитания;

- взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы;

- взаимосвязь учебного заведения и окружающей среды;

- и, наконец, взаимосвязь прошлого, настоящего и бу­дущего нашей школы».

Принцип структурности. Благодаря устойчивости струк­тур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью (разумеется, относительной) структура обладает и такими качествами, как подвижность и изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые связывают возможности преобразования системы и появления у нее ново­го интегративного (системного) качества.

Исследователи социальных систем усматривают взаимо­связь между структурой системы и эффективностью ее функ­ционирования. Нам также приходилось неоднократно наблю­дать эту взаимосвязь при анализе результативности воспи­тательного процесса в образовательных учреждениях. Нередко педагогические коллективы школ, работающие практичес­ки в одинаковых условиях и имеющие очень сходные по многим параметрам кадры, добиваются заметно отличаю­щихся результатов. Одной из главных причин такой разни­цы является отличие в степени структурированности школь­ных коллективов и их жизнедеятельности.

Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.

Цель обусловливает состав компонентов системы, их свой­ства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориенти­ров — одно из главных условий успешного становления вос­питательной системы и дальнейшего ее развития. При раз­работке целей руководителям и педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориен­тирам процесса воспитания. Они должны быть:

а) направлены на развитие личности ребенка, формиро­вание его интеллектуального, нравственного, коммуника­тивного, эстетического и физического потенциалов;

б) сопряжены с интересами и ценностными установка­ми государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности;

в) трудными, но реально достижимыми;

г) конкретными, обладать временной определенностью, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;

д) обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их достижения;

е) гибкими, т.е. обладать при необходимости способно­стью к корректировке;

ж) диагностичными.

Принцип развития. Развитие системы определяется в на­уке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразо­вание. В тот или иной период своего развития всякая систе­ма заключает в себе остатки прошлого, настоящее, состав­ляющее ее качественную специфику, и ростки будущего.

При моделировании и построении воспитательной систе­мы надо правильно определить уровень развития школьного сообщества и его членов. Только после этих диагностико-аналитических операций возможно осуществление оптималь­ного выбора целей, содержания, форм и способов организа­ции воспитательного процесса. К сожалению, не всегда по­ступают так педагоги и руководители учебных заведений. Нередко их действия не «попадают» в зону ближайшего раз­вития ребенка или детского коллектива, что существенным образом снижает их результативность.

Методы познания и преобразования педагогических систем - системный анализ, системный син­тез и моделирование.

Системный анализ — это комплекс взаимосвязанных при­емов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.

Отечественный специалист в области педа­гогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил использовать при изучении систем обучения и воспитания основные компоненты системного анализа:

1) морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представ­ляют, каков их набор;

2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера

связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;

3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного орга­низма системы и ее основных частей;

4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы.

Сущность метода системного синтеза заключается в по­пытке ученого и практика осуществить интеграцию систем­ных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта.

Под моделированием в теории воспитания принято пони­мать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, законо­мерностях и тенденциях функционирования и развития про­цесса воспитания. Моделирование воспитательного процесса существенным образом отличается от технического модели­рования.

При изучении особенностей, возможностей и условий применения метода моделирования в проектировании и по­строении воспитательных систем образовательных учрежде­ний нами был разработан алгоритм совместных действий педагогов, учащихся и родителей по формированию модельных представлений о системе воспитания в конкретном учебном заведении:

- создание инициативной группы для моделирования воспитательной системы;

- формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния образовательно­го учреждения, его воспитательной системы;

- поиск инициаторами своих сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;

- установление контактов с научно-методическими цен­трами района, города, области, страны или отдельными уче­ными и методистами;

- разработка программы (плана) действий по построе­нию модели воспитательной системы;

- ознакомление педагогов с теорией и практикой воспита­тельных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;

- диагностика состояния и результативности учебно-вос­питательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окру­жающей среды, путей и способов его реализации;

- проведение работы по актуализации и стимулирова­нию деятельности педагогов, учащихся и родителей по фор­мированию образа учебного заведения;

- осуществление действий по интеграции индивидуаль­ных и групповых представлений членов школьного сообще­ства в коллективный образ учебного заведения;

- создание творческих групп и их деятельность по уточ­нению и разработке деталей образа школы;

- конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения;

- мысленное экспериментирование реализации модель­ных представлений и апробация отдельных элементов воспитательной системы;

- обсуждение в школьном сообществе модельных разра­боток и программы построения воспитательной системы;

- проведение научно-методической и управленческой экс­пертизы модели воспитательной системы и программы ее построения;

- утверждение модели и программы построения воспи­тательной системы на заседании педагогического совета и общешкольной конференции.

Системный взгляд на процесс воспитания в учеб­ном заведении предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка. Пер­вая страта — это воспитательная система всего образова­тельного учреждения, в рамках которой педагогический кол­лектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития уча­щихся. Вторую страту составляет воспитательное простран­ство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта, которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести работу и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательных систем клас­сов, и по формированию системы поддержки индивидуаль­ного развития каждого учащегося.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе, в условиях которой ведется реформирование системы высшего профессионального образования, может быть охарактеризована рядом существенных для процесса реформирования моментов:

- глобальной переоценкой ценностей, идеалов, изменением приоритетов в структуре социально-значимых и личностно престижных профессий специальностей;

- противоречивостью отношения к образованию (к высшему образованию в частности), неустойчивостью ориентаций в личностном росте и развитии;

- формированием во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент воспитательной системы общества;

- отсутствием четкой, адекватной современным условиям молодежной политики;

- потерей рычагов целенаправленного воспитательного влияния на молодежь, что во многом явилось следствием развала молодежных и детско-юношеских общественных движений, объединений; в целом кризисным состоянием воспитательной работы с молодежью;

- противоречивостью в такой сфере социальной жизни как воспитание исторической памяти, а в контексте этого недостаточностью внимания к реализации важнейшего в воспитании принципа преемственности поколений;

- актуализация проблемы социальной защищенности молодежи (в бытовом, профессиональном и др. планах);

- разрушением устоявшихся традиций системы воспитания высших учебных заведений, организационных основ воспитания студентов (управление в структуре вузов общественно-политических организаций и движений, являвшихся ядром воспитательной работы).

Система воспитательной работы со студентами

в сельскохозяйственной академии

Схема 8. Система воспитательной работы со студентами в сельскохозяйственной академии.

Целевая установка включает в себя цели общегосударственной системы воспитания в высшей школе, трансформированные применительно к академической системе; выработку задач, соответствующих условиям воспитания студенческого коллектива академии. Целевая установка создается не только из теоретических предпосылок, но и с учетом практического опыта, состояния студенческого коллектива, профессионального педагогического уровня профессорско-преподавательского состава. Цели и задачи должны соответствовать реальным возможностям учреждения (схема 8).

Основные направления воспитательной работы – это дальнейшая конкретизация целей и содержания воспитания, связанная с концентрацией усилий на актуальных вопросах жизнедеятельности академии. Основные направления работы академии, с учетом всех конкретных условий и факторов воспитания:

- формирование научного мировоззрения и навыков научно-исследовательской работы;

- развитие познавательной активности, культуры умственного труда, интеллектуальных способностей и кругозора студентов;

- воспитание нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения;

- воспитание политической и правовой культуры, гражданственности;

- воспитание профессионального призвания, добросовестного отношения к труду;

- воспитание этической культуры и творческой активности, развитие художественных способностей;

- воспитание экологической культуры;

- воспитание физической культуры и готовности к защите Родины;

- развитие культуры жизненного самоопределения;

- формирование основ экономической и управленческой культуры;

- развитие культуры семейных отношений.

К числу основных направлений относится также выявление уровня профессионального мастерства и развитие творческой индивидуальности каждого преподавателя.

Формами организационно-управленческого обеспечения функционирования системы воспитания являются: коллектив, мероприятия.

Управление воспитательной системой осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом, организационно-педагогическом, психолого-педагогическом. Социально-педагогический уровень управления связан с определением целей воспитания, созданием условий для нормального развития системы, с контролем за их функционированием. Он осуществляется силами специальных общественных институтов (например, департамент образования). Организационно-педагогический - связан с организацией жизнедеятельности студентов (педагогические коллективы, кураторы, зам. по воспитательной работе и органы студенческого самоуправления). Психолого-педагогический – развитие и корректировка отношений в студенческой среде (педагоги-воспитатели).

Реализация системного подхода в рамках сельскохозяйственного ВУЗа, обеспечивающего функционирование воспитательной системы академии осуществляется на всех этапах работы академии со студентами (схема 9).

Схема 9. Координационный центр по воспитательной работе студентов в сельскохозяйственной академии.