Система взаимоотношений между педагогом и школьниками
Цель — освоить элементы моделирования, анализа педагогических ситуаций и конфликтов, уметь достойно выходить из них; познакомиться с методикой выявления преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Общие положения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе для разных возрастных групп рассмотрены Рыбаковым М.М. в работе (6).
Ситуации или конфликты деятельности. Они связаны с выполнением детьми учебных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью.
Ситуации и конфликты поведения. Они связаны с нарушением учеником правил поведения в школе и вне школы.
Ситуации и конфликты отношений. Они связаны с эмоционально-личностными отношениями учащихся и учителей, с общением в процессе педагогической деятельности.
В процессе взаимодействия педагога и ученика часто возникают трудности, которые зависят от:
— неумения наладить доверительные отношения;
непонимания внутренней психологической позиции ребенка;
сложности в управлении классом и общения с его группами;
.— замедленного реагирования на изменение учебно-воспитательной ситуации;
— неумения находить нестандартные, оригинальные приемы в решении возникающих проблемных задач;
трудности в речевом общении при передаче
собственного эмоционального отношения к происходящему (1, с. 7).
Крайне отрицательно на педагогической работе скажутся: гнев учителя, угроза и приглашение администрации для наведения порядка в классе.
Контакт, взаимодействие и взаимопонимание устанавливаются постепенно через познание друг друга в деловых и личных отношениях и во многом зависят от личных качеств учителя, стиля его отношений с детьми, а также возрастных особенностей детей.
Педагогические ситуации и конфликты в младшем школьном возрасте часто возникают по следующим причинам:
желание ученика привлечь к себе внимание учителя;
непроизвольные реакции в виде различных поступков, плача, обиды, восторга;
упрямство, неусидчивость, желание обращаться к учителю за помощью, неспособность сосредоточиться на выполнении заданий;
неумение устанавливать положительные контакты со сверстниками;
боязнь школы, которая проявляется по-разному: нежелание идти в школу, слезы, упрямство.
В подростковом возрасте значительно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций и конфликтов по сравнению с младшими школьниками, которые могут быть по следующим причинам: стремление отстоять свое мнение, защититься от грубости ответной грубостью; демонстрация мальчиками «мужского» поведения, а девочками — «женского»; Демонстрация поведения и общения, усвоенного в значимой группе сверстников; невыполнение требований взрослых.
Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.
Рекомендуемая литература
1.Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.
2.Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью: Практическая психология для учителя. М., 1998.
3.Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
4.Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
5.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
6.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
7.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
- Семинарское занятие № 3
- Семинарское занятие № 4
- Семинарское занятие № 5
- Семинарское занятие № 6
- Семинарское занятие № 7
- Семинарское занятие № 8
- Семинарское занятие № 9
- Семинарское занятие № 10
- Семинарское занятие № 11
- Гуманистическое обучение и воспитание в школе - основа личностно-ориентированного подхода к учащимся
- Формирование мотивации учебной деятельности у школьников
- Система взаимоотношений между педагогом и школьниками
- Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка
- Социальная адаптация подростков в среде сверстников