Численность студентов высших учебных заведений по регионам рф, тысяча человек, значение показателя за год, Российская Федерация
Численность студентов высших учебных заведений по регионам РФ, тысяча человек, значение показателя за год | |||||||
| 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
всего | 2790,7 | 4741,4 | 5426,9 | 5947,5 | 6455,7 | 6884,2 | 7064,6 |
государственные учреждения | 2655,2 | 4270,8 | 4797,4 | 5228,7 | 5596,2 | 5860,1 | 5985,3 |
негосударственные учреждения | 135,5 | 470,6 | 629,5 | 718,8 | 859,5 | 1024,1 | 1079,3 |
Расширяется платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных вузах в 2004-2005 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалась половина студентов, а на младших курсах – более половины.
Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост стоимости обучения в государственных и муниципальных вузах, в которых в 2004 году стоимость обучения за семестр, по данным мониторинга, составляла в среднем 13,9 тыс. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2000 году.
Несмотря на широкую сеть негосударственных вузов и их филиалов, контингент обучающихся в них почти в 6 раз меньше, чем в государственных, и составляет около 15 % от общей численности студентов всех вузов страны. На 1 октября 2004 года государственную аккредитацию получили 315 (77 %) негосударственных вузов. Негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование, поэтому преимущество в этих учреждениях отдается заочной форме обучения. Контингент студентов заочных отделений в 2004 году составил 65 % от общей численности студентов, на очных отделениях обучалось 28 % студентов. Удельный все студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления, вырос с 26 % в 2000 году до 29 % в 2004 году, увеличилась доля студентов, обучающихся по специальности юриспруденция, с 7 до 9 %. Эти доли в основном аналогичны зарубежным аналогам, но качество подготовки вызывает растущую озабоченность среди работодателей.
Особое внимание уделяется качеству высшего профессионального образования. Помимо плановых проверок Рособрнадзора, по просьбам губернаторов и руководителей органов управления образованием субъектов РФ проведены проверки выполнения государственных образовательных стандартов и лицензионных требований и нормативов в вузах Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей. Из 125 проверенных вузов и филиалов только в 27 учебных заведениях (22 %) полностью выполняются лицензионные требования и нормативы, а также требования государственных образовательных стандартов по содержанию и качеству образования. Результаты проверки послужили основанием для ликвидации одного вуза и двух филиалов, приостановления действия лицензий у восьми образовательных учреждений. 83 образовательным учреждениям направлены рекламации о низком качестве образования. Повторные рекламации могут послужить основанием для лишения вузов государственной аккредитации в целом или по отдельным образовательным программам.
На рынке труда выпускники с высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом, чем выпускники со средним профессиональным. В России не хватает квалифицированных рабочих рук. Так считают эксперты и представители Министерства образования. На сегодняшний день средний возраст квалифицированных представителей самых востребованных профессий – около 55 лет. Самое плохое даже не то, что это люди предпенсионного возраста, а то, что на смену им российская молодежь не торопится. Такое отношение к представителям рабочего класса, которым недавно принадлежало все пространство СНГ, привело к тому, что через 5–7 лет в России не останется собственной квалифицированной рабочей силы.
Система образования России многообразна по типу образовательных учреждений, технологиям обучения, отношению к новациям, в том числе и зарубежным. Процессы, происходящие в образовании по восприятию зарубежного опыта, во многом адекватны общественным процессам: от радужных надежд до трезвого осмысления, адаптации и внедрения в практику самого ценного. Наверное, для практиков представляет интерес анализ осмысления и внедрения зарубежного опыта. Среди образовательных учреждений России значительное место занимают институты и центры повышения квалификации. Последние осуществляют как переподготовку, так и повышение квалификации персонала различных отраслей и безработных. Казалось бы, при существующем многообразии учреждений образования не должно быть каких-либо проблем, но это далеко не так.
Как показывает практика, качество переобучения во многом зависит от правильного выбора заказчиком образовательного учреждения, программ, отвечающих актуальным потребностям рынка, и от технологии обучения. Помимо этого, успех обучения, а соответственно и имидж учреждений, часто определяют зарубежные программы и технологии работы, которые в них отражены. Чаще всего они могут быть выиграны по грантам различных европейских фондов или переданы по линии правительственных организаций. Наиболее интересные примеры – это российско-голландская программа “Рима”, дающая возможность пройти переподготовку по специальности “Маркетинг”, программы, переданные Британским фондом Ноу-Хау, программы по менеджменту. На деятельность образовательных учреждений часто влияет и внедрение концепций, например, маркетинга и его составной – ориентации учреждения на клиента. Эти примеры еще раз подтверждают, что внедрение зарубежных подходов (концепций, программ, технологий) стало реальностью российского образования и требует всестороннего анализа. История становления и развития Уральского межрегионального центра обучения персонала (УМЦО), созданного Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Европейским Союзом в 1996 году, дает благодатный материал для подобного анализа.
. Однако позитивный опыт экономически развитых стран вряд ли можно автоматически перенести на отечественную почву, так как еще не сформировались условия классических рыночных отношений в области высшего образования. Крайне недостаточно развита законодательная база для рассматриваемых вузов, она безусловно нуждается в дальнейшем развитии, конкретизации и уточнении. Юридические акты, посвященные вопросам управления, экономики и финансирования, в том числе налогообложение негосударственных вузов, находятся в стадии становления и развития. Особенно остро стоит проблема собственности, т.к. существование негосударственных вузов в условиях арендных отношений достаточно обременительно.
Негосударственный сектор высшего образования полагается главным образом на научно-педагогические кадры, сформированные в государственных вузах, сотрудники которых работают в негосударственных вузах в порядке служебного совместительства. Негосударственные вузы больше ориентированы на рынок, гораздо мобильнее в плане организации факультетов, быстрее отзываются на запросы потребителя.
.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1.Дайте краткий обзор основных концептуальных концепций анализа рынка труда.
2.Рассмотрите основные положения неоклассического подхода к анализу рынка труда и его недостатки.
3.Каковы на Ваш взгляд главные особенности отечественного рынка труда ?
4. Назовите основные недостатки и противоречия отечественного рынка труда.
5.Каковы на Ваш взгляд главные причины дисбаланса отечественного рынка труда и рынка образовательных услуг?
Список использованной литературы.
Законодательная и нормативно-методическая литература.
|
1.Конституция Российской Федерации. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
2.Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г N 3266-1(ред. от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ // Российская газета. 1996, 29 августа. 4.Федеральный закон от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ.
5.Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». 6.Федеральная целевая программа развития образования до 2010года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г //Официальные документы в образовании. № 4, 2002, с 27-47.
8. Системные вопросы развития отечественного образования (начало) // Официальные документы в образовании. № 34, 2005, с. 67-81
9. Системные вопросы развития отечественного образования (окончание) // Официальные документы в образовании. № 36, 2005, с. 3-19
10.О мерах по развитию образования в Российской Федерации.// Официальные документы в образовании. 2005.- №28.- с.3-27.
11.О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ»//Официальные документы в образовании.- 2005.- № 8.- с. 3-23.
12.О налогообложении дохода физического лица и исчислении налога на прибыль организаций при оплате работодателем расходов работника на повышение его профессионального уровня // Официальные документы в образовании.- 2007.- № 34- с. 65-67.
13.О налогообложении доходов, полученных бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление// Официальные документы в образовании.2007.-№33.- с.71-73.
14.Об основных изменениях и дополнениях законодательства в сфере образования в Российской Федерации (по состоянию на октябрь 2004 г.) //Официальные документы в образовании .-2004.-№ 36.-с 3-11.
15.Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной ,приносящей доход деятельности и внесения в них изменений на 2007 год // Официальные документы в образовании. 2007.- №4.- с.45-53.
16.О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта « Образование».// Официальные документы в образовании. 2006.- №10.- с.5 -13.
17. Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аттестацию// Официальные документы в образовании.-2007.-№24.- с.27-34
18.Финансовое обеспечение программно-целевого подхода к решению проблем в области образования и воспитания ( аналитическая записка).// Официальные документы в образовании. 2007.- №31.- с.47 -71.
19. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).// Официальные документы в образовании. 2006.- №34.- с.41 -57.
20. Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных образовательных программ. // Официальные документы в образовании. № 31, 2006, с.57 – 66.
Основная литература.
21.Баскакова М. Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование: гендерный аспект. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
21. Балашов Г.В. и др. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. – СПб.: СПб ГУЭ и Ф, 1996.
22.Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. Москва. Макс-Пресс, 2007, серия: Управление финансы.
23.Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция Лауреата Нобелевской премии в обл.экономических наук за 1992 год// СпбГУ – 1993. – Серия 5. Выпуск 3.
24. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение// Теория и история экономических и социальных институтов и систем.- Начала-Пресс. 1993. Том 1. Вып.1.
25. Булаев Н.И., Бердашкевич А.П. «Место автономных учреждений в российской системе образования»//Официальные документы в образовании № 33, 2006, стр. 4-10
26.Булаев Н.И. О государственной политике в области образования.// Официальные документы в образовании. № 27, 2005, с.3 -12. Вазина К.Я., Копейкина Е.Ю. Управление инновационными процессами в системе образования. – Ниж. Новгород 1999. – 153 с.
27.Валиев Э. Специфика материального блага и его социально-экономические формы. – Экономические науки, 1980, № 4, с.41-45.
28.Ванчухина Л.И. Ресурсное обеспечение функционирования высшей школы. СПб., 1999. – 80с
29.Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом. Учебник. Под ред. В.В.Глуховоа. – СПб., Лань, 1999. – 448с.
30.Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – м.: АМО, 1995.
31.Гребнев Л. «Образование в России: документы и размышления»//Высшее образование в России. - 2005, №1 с. 15-27.
32.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. – М.: Логос, 1995. – 383 с.
33 .Гуртов В.А., Сигова С.В. «Региональные диспропорции бюджетного финансирования высшего профессионального образования в РФ» Петрозаводский государственный университет, Центр бюджетного мониторинга.- 2006г.
34.Днепров Э. Общество вне реформы //Российское образование.- 2005.-№ 5 с. 14-20
35.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. М.: Владос, 1999 – 200 с.
36.Еникеева С.Д., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. – м.: экономический факультет, ТСИС, 1998. – 51с.
37.Жамин В.А., Егиазарян Г.А. Эффективность квалифицированного труда. – М.: Экономика, 1968 – 234с.
38.Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1995. – 185с.
39.Зуев В.М. и др. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования: Учеб.пособие. – М.: МГУ, 1995.
40. ИвановА.В. Актуальные проблемы привлечения внебюджетных средств. //Университетское управление.- 2002.- №2
41. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990. – 736с.
42.Интеллектуальный капитал/Уч. Пособие под ред. Гапоненко А. Л, Орловой Т. М. –М.: ИД «Социальные отношения», 2003.
43.Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
44.Корнейчук В. В. Человеческий капитал во временном измерении – С-Пб.: «Северная звезда», 2004.
45. Корнейчук В. В. Экономика труда - М.: ГАРДАРИКИ, 2007.
46. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990. – 736с. .
47. Кустов А. Вопросы финансового контроля в области образования // Официальные документы в образовании.- 2007.-№ 26.-с.31-40.
48. Литвинова Н.П., Шереметова В.В. и др. «Маркетинг образовательных услуг» – СПб. 1997.
49. Милнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. – М.: ИНФРА-М, 2003.
50. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И. С.Королева. М.: Экономист, 2003.
51.Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на Пленарном заседании II международного конгресса «Образование и информатика, 1 июля 1996 г.
52.Костанян С.А. Предмет и метод экономики образования. – м.: МГПИ. 1976.
53.Колин К.К. На пути к новой системе образования. М.: Изд-во РАЕН, 1997. – 40с
54.Лившиц В.Б. Стратегия оздоровления экономики системы образования// Магистр. – 1996, № 4.
55.Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Часть I – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.26, ч.I, с.9-426.
56.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 702с.
57. Новиков А. Модернизация управления образованием. Современный подход.// Российское образование .- 2005. -№4 – с.30 – 37.
58. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В. Л. Иноземцева. М.:Academia, 1999.
59. Озерова Н.Б. «Реструктуризация бюджетного сектора. Причины, принципы, направления. Финансовый мониторинг бюджетной сферы (обзор материалов Минфина России) // Университетское управление. 2004. № 2(30
60. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие, 80с.
61.Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГИЭА,2000. 62.
62.Солодков М.В. Непроизводственная сфера при социализме. – М.: Мысль, 1978. – 188 с.
63.Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. – М.: Наука, 1982. – 471с.
64.Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в 21 веке -М.: КомКнига, 2006.
65.Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге 21 века. М.: ИНИОН, 1992 – 32 с.
66.Туроу Л. К. Будущее капитализма. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999. С.337.
67.Управление подготовкой специалистов в условиях товарно-денежных отношений/ Под ред. Смирновой О. В. М:НИИВО, 1991 –45 с. Урсул А.Д. 68. 68.Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образования в 21-м веке. – М.: Зеленый крест, 1995.
69.Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М.: Луч, 1993.
70.Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200с.
71.Человек в «инновационной экономике» 21 века. / Отв. ред. Ю. Васильчук, М.: ИМЭМО, 1994.
72.Человеческий фактор: в 6 томах./ Под. ред. Г. Сольвенди. М.: Мир, 1991.
73. http://www.glazev.ru/ Сергей Глазьев «О проекте федерального бюджета на 2007 год» 19 сентября 2006 года
74. http://smolin.ru/ Образовательный Госсовет: «война за наследство» апрель 2006
75.Http://www.nekrasovspb.ru/ Компетентностный подход в образовании.
Тесты к теме 1
Тесты к теме 2
Тесты к теме 3
Тесты к теме 4
Тесты к теме 5
Тесты к теме 6.
Тесты к теме 7.
- Раздел 1. Экономика образования.
- Современные проблемы образования и пути их решения.
- 3.1. Отношения собственности в системе образования.
- Количественные характеристики системы образования.
- С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
- Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
- Дошкольные образовательные учреждения.
- Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Общеобразовательные учреждения.
- Расходы на финансирование образования в Российской Федерации за 2001 – 2006 годы (млрд. Руб.)
- Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
- Число высших учебных учреждений по регионам рф.
- Численность студентов высших учебных заведений по регионам рф, тысяча человек, значение показателя за год, Российская Федерация