Раздел 1. Экономика образования.
1. Основные направления развития экономики образовательного сектора.
1.1. Предмет и метод экономики образования.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Возрастающее значение образования – важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и одного из показателей качества жизни населения, обусловливает необходимость, во-первых, более детального рассмотрения самого этого понятия.
Термин «Образование» имеет несколько значений: «процесс», «результат», «ценность», «система».
По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации "Об образовании" дается следующее определение образования - "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
Результат образования, таким образом, можно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, а также знаний умений и навыков, удостоверенных соответствующим документом.
Иллюстрацией понятия «ценность», применительно к образованию, служит относительно новая экономическая категория «человеческий капитал», поскольку образование является ее главным элементом. Существуют стоимостные методы определения величины человеческого капитала. Очевидно, что понятие «ценность» по отношению к образованию не ограничивается денежными, т. е. рыночными оценками и выходит далеко за их пределы. Сегодня образование – важнейший фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это полноценная и, как сказано в законе «Об образовании», «приоритетная область» - подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы, предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».
Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ. Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага. Напомним, что экономические т.е. ограниченные блага (в том числе и нематериальные) предназначенные для обмена (продажи) называются товарами. Данное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ (товаров).
Соответственно различают материальное и нематериальное производство.
Труд, создающий материальное или нематериальное благо (услугу), будет производительным, если товар найдет признание на рынке, т.е. если будет продан. Таким образом, спор о производительном характере труда, в рамках данного подхода становится бессмысленным.
Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.
Отрасль административно объединяет субъекты в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Для системы образования это Министерство образования и науки Российской Федерации.
Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.
Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.
Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д.
Экономика образования как наука, может быть поэтому определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. По мнению В.А. Жамина - одного из основоположников отечественной экономики образования: « одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»
Задачами экономики образования, таким образом, являются:
- систематизация знаний об образовании;
- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.
Объектом изучения экономики образования является сфера образования, т.е. процессы, происходящие в ней: проблемы формирования здесь механизма устойчивого развития системы, её соответствия вызовам 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности.
«Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению другого современного специалиста – С.А. Белякова, - являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы».
В целом, по его мнению, большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельные части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ».
Предметом исследования данной науки, поэтому могут быть экономические субъекты, проблемы, процессы, ситуации, теории и т.д, в экономической сфере отрасли образования.
Выбор методов исследования происходит на основе методологической позиции. Под методом понимается, комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. Выбор методов осуществляется, с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой. Методологическая позиция и задачи у исследователей, разные, значит, здесь возможно многообразие. Использование, к примеру, в экономике образования элементов маркетинга или менеджмента, позволяет рассматривать их как инструменты, способствующие повышению эффективности производства, распределения или обмена образовательных услуг, т.е. делает эти функциональные науки, по существу предметом исследования.
Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:
- метод научной абстракции;
- анализ и синтез;
- индукцию и дедукцию;
- исторический и логический методы.
Все эти методы и инструменты используются в единстве.
При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.
При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты.
Методологическим фундаментом экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.
Различаются: отраслевые экономические науки (экономика промышленности, транспорта, связи, образования, торговли и т.д.);
функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование);
межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и др.);
исторические (история экономических учений, история народного хозяйства).
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
-
Что такое образование? В чем заключается его многозначность и многофункциональность?
-
Назовите критерий классификации отраслей при социализме.
-
Насколько актуален отраслевой подход к образованию в современный период?
-
Назовите основные элементы ИРЧП.
-
Что составляет предмет изучения экономики образования?
1.2. Особенности образовательных услуг.
Труд в сфере образования имеет свои характерные черты, которые предопределяют особую роль этой сферы в системе общественного разделения труда и судьбу образования в современной России. С экономической точки зрения эти особенности можно свести к двум основным моментам.
Во-первых – это труд по оказанию "чистых" услуг особого рода, во-вторых образовательные услуги (несмотря, на наметившуюся во многих развитых странах, в последние годы, тенденцию к увеличению платности образования) это преимущественно общественные товары (блага).
Рассмотрим подробнее понятие "чистые" услуги, обратившись для этого к истокам проблемы.
В соответствии с методологией К. Маркса (посвятившего анализу услуг более половины четвертого тома «Капитала») услуги образования будучи типичными представителями "чистых" (т.е. существующих в виде полезной деятельности, не принимающих материальной формы) услуг, с точки зрения советской статистики, были признаны результатом непроизводительного труда, т.е. труда не создающего товар и не увеличивающего национальный доход. В советской экономической науке существовала и расширительная трактовка производительного труда отвергающая подобный подход. Сторонники обеих ссылались на Маркса.
В отличие от взглядов К.Маркса, использующего достаточно сложную систему аргументации относительно характера труда по оказанию услуг, неоклассическая школа (убедительно доказавшая свою правоту в странах, которые сейчас принято называть развитыми) рассматривает все услуги как товары и, стало быть, по терминологии К.Маркса, как результаты производительного труда. Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Причем, в данном определении фигурирует термин "экономическое благо", а не продукт труда, как у Маркса.
Товары в научном понимании, как подчеркивает знаменитый австрийский экономист К. Менгер, это – экономические блага, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена.
"Чистые" услуги, особенно образовательные и информационные, составляющие основную часть информационного сектора США, дают по некоторым оценкам более половины ВНП страны. Более 80% от общего числа занятых в экономике США, трудятся в постоянно растущей сфере услуг, где образование и наука занимают ведущие позиции.
Что же такое образовательные услуги? Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого.
Образовательная услуга выступает как специфическая форма деятельности, имеющая своим результатом создание не материального блага, а определенного, признаваемого полезного эффекта, направленного непосредственно на человека. Как и любое материальное благо, образовательная услуга имеет потребительскую стоимость, то есть предназначена для удовлетворения потребности людей в получении специальности или повышении своей профессиональной квалификации. При этом деятельность, к примеру, преподавательского состава вузов имеет ярко выраженную специализацию и является самостоятельно обособленным звеном в системе общественного разделения труда. Тем самым образовательная услуга в условиях рыночных отношений может меняться на другие товары и услуги, а образование может развиваться по законам рыночного производства. Образовательная услуга выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства и потребления этого специфического общественного блага.
При этом следует подчеркнуть, что образовательная услуга по своей экономической природе мало отличается от любого другого товара. Специфичность проявляется в том, что посредством труда профессорско-преподавательского состава, например вуза, оказываются образовательные услуги не в качестве конкретной вещи, а в качестве определенной деятельности. По сути товара, т.е. результата образовательной деятельности, имеются две точки зрения: во-первых, продукцией вуза является специалист, подготовленный в процессе образования. Во-вторых, товаром являются образовательные услуги. Эта, второй, позиции придерживается подавляющее число ученых. Они считают, что предметом купли-продажи человек считаться не может (исключение составляет рынок рабов), а продается совокупность знаний и навыков, переданных человеку как носителю заказа по определенной учебной программе. Попытка рассмотреть в качестве продукции вуза специалиста, означает явное или скрытое введение цены на человека с высшим профессиональным образованием.
Признание образовательной услуги товаром, вытекает из определения понятия "образование", принятого 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, согласно которому под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и роста. Сочетание "процесс и результат" свидетельствует о правомерности выбора именно образовательных услуг в качестве основного вида товара в данной сфере. Эти услуги выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников. в формировании, сохранении и развитии их способности к труду; в специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги непосредственно участвуют в воспроизводстве разнообразных человеческих способностей к труду. Чем больше их потребляется, тем выше объем и качество освоенных знаний, умений и навыков, а потому возрастает качество рабочей силы и доход работника.
Главные особенности образовательных услуг вкратце сводятся к следующему:
- это «чистые» услуги со всеми сопутствующими им свойствами (неосязаемость, неотделимость от производителя услуги, непостоянство качества, несохраняемость и т.д.);
-экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени;
- в большинстве случаев – коллективное потребление услуги (класс, аудитория);
- наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;
- неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя;
- принадлежность образовательных услуг к категории общественных товаров.
Последняя особенность заслуживает более подробного рассмотрения.
Современное производство диктует более высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства, умения обращаться с современной техникой.
Образовательные услуги – это в большинстве развитых стран, общественные блага, потребление которых обеспечивает положительный экстенсивный эффект в экономике. Следует отметить, что теория "общественных товаров" (благ) недостаточно разработана в западной, а тем более, в российской экономической литературе. Существует несколько точек зрения на то, что включать в их круг. В частности, известный экономист У.Парето ограничивал этот круг "чистыми" общественными товарами, главные признаки которых – неисключаемость из потребления и неделимость в потреблении. Имеются в виду национальная оборона, правоохранительные органы, единая энергосистема, сети коммуникаций, услуги правительства. В отличие от него П.Самуэльсон – лауреат Нобелевской премии по экономике, не считает, что "общественный товар" обязательно должен соответствовать двум названным признакам. Поэтому он относит к такого рода товарам еще и услуги образования и здравоохранения.
В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных поскольку существуют такие виды услуг, для которых характерны признаки и тех, и других. Например, высшее образование. С одной стороны его услуги близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно, и поровну), с другой стороны – к частному, ибо эта услуга не отвечает принципу неисключаемости из потребления.
Рынок во многих случаях не в состоянии найти выражение результатов деятельности людей, связанной с "общественными товарами". Эти результаты – экономическое равновесие, сохранение и защита эстетических ценностей рост творческого потенциала населения, увеличение продолжительности его жизни, укрепление нравственной культуры и т.д. В таких областях необходимо иметь дело с соответствующими натуральными показателями: средняя продолжительность жизни, средний уровень образования, степень загрязненности т.д. и пользоваться для их достижения преимущественно нерыночными методами, которые принято называть административными. Их наличие и использование не означает отказ от рыночной экономики, напротив, как показала практика развитых европейских стран, сама она не может не регулироваться в определенной степени "административно". Речь идет о взвешенном подходе к возможностям и объективно существующим границам "сугубо рыночных" методов.
Потребители образовательных услуг - это прежде всего определенные группы населения, для которых они предназначены. Личность студента, слушателя - не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель . Такое большое значение роли личности, как субъекта рыночных отношений, развивает положения классического либерализма в экономике. По данной теории единственно реальным экономическим субъектом рынка признается индивид. Все остальные субъекты рассматриваются как производные от него: "фирмы -как юридические фикции, а государство как агентство по спецификации и защите прав собственности. Учащихся, как субъектов рынка образовательных услуг необходимо разделять на покупателей образовательных услуг на уровне додипломного и постдипломного образования. Необходимость такого обособления покупателей необходима с точки зрения маркетинга. Это связано с тем, что субъекты на рынке постдипломного образования характеризуются рядом особенностей: они более нацелены на результат обучения, более требовательно ориентированы на качество обучения, у них есть определенный опыт работы, который позволяет им более быстро усваивать новый материал при обучении им более важен учебный материал, который они могли бы применять на практике.
Теория образовательных услуг еще не сложилась окончательно, не выработано общепризнанного определения самого понятия образовательной услуги, нет полного исследования ее специфических свойств.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
-
В чем суть дискуссии о характере труда в сфере образования при социализме?
-
Что такое услуга с точки зрения неоклассической теории?
-
Назовите основные особенности образовательных услуг.
-
Что считается формальным признаком перехода общества в постиндустриальную стадию развития?
-
Что такое общественные товары и каковы их основные признаки?
1.3. История развития экономики образования.
В самом общем виде подходы к трактовке образования в экономическом аспекте были сформулированы в классических работах У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо и К. Маркса, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий.
Проблемы воздействия образования на экономический рост и производительность труда интересовали ученых царской России, таких как Д. Багалей, Д.И. Менделеев, Г.Фальборк, В.Чернолусский, А.И.Чупров, И.И. Янжул и др. Известный русский ученый Д.И. Менделеев в своей работе « Заветные мысли» с патриотических позиций обосновывал необходимость всемерного развития образования в России, считая важнейшей задачей воспитание талантливых личностей, способных дать экономике страны импульс к ускорению экономического развития.
Позднее, в 1924 году к экономическим исследованиям в сфере образования обратился академик С.Г. Струмилин. Им впервые в отечественных исследованиях было предложено рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного фактора, что позволяло говорить об эффективности вложений в образование. В своих работах в 20-х годах 20 века он предвосхитил многие идеи, реализованные и развитые позднее в исследованиях зарубежных и российских экономистов, занимающихся проблемами человеческого капитала и экономической эффективностью образования.
Проблемы образования в нашей стране долгое время являлись предметом педагогической науки. Это было естественным следствием такого устройства образовательной системы, когда вопросы ее экономики решались вне самой системы образования. Но уже в 60-70-е годы двадцатого века, проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки - экономики образования, когда она стала рассматривать специфическое действие экономических законов в сфере образования. В числе главных проблем, стоявших перед экономикой образования периода начального ее формирования, было совершенствование методологии и методов планирования системы образования в целом и ее отдельных звеньев; сбалансированность планов подготовки и распределения специалистов, обоснование соотношения между направлениями и формами образования, отвечающими потребностям директивно-плановой экономики; определение общественно необходимых затрат на образование. Методология экономики образования этого периода строилась в соответствии со сложившейся административно-бюрократической практикой планирования и финансирования, ориентируясь прежде всего на валовые показатели системы высшего образования. В советской экономической литературе длительное время существовала официальная точка зрения, которая признавала функционирование экономических отношений исключительно в отраслях материального производства.
Образование как отрасль непроизводственной сферы было выведено из-под воздействия экономики и действия ее законов. Затем появились мнения о том, что экономические отношения в отраслях непроизводственной сферы существуют, но они являются производными от экономических отношений в материальном производстве. Вместе с тем ряд ученых и до настоящего времени не воспринимают рыночные отношения в сфере образования, считая их искусственной имплантацией в образование.
Важным событием в экономической науке стали публикации в 60-х и70-х годах 20 века работ В.А. Жамина, С.Л. Костаняна и В.А. Егиазаряна. В условиях, господствовавшей тогда в экономической науке, ограничительной трактовки производительного труда, не признающей труд в сфере образования таковым, а стало быть и отрицающей существование экономики образования и соответственно отрасли (если нет труда, создающего материальный продукт – нет и экономики), они выпустили несколько монографий и учебных пособий, где определяли экономику образования в качестве науки «которая изучает характер проявления и специфику действия экономических законов в одной из отраслей народного хозяйства – в образовании». Основные идеи, упомянутых выше и других экономистов советского периода, легли в основу концепции экономики образования, связанной с постижением и анализом своеобразных экономических процессов и закономерностей в сфере обучения и подготовки квалифицированных работников. Главный смысл основных положений данной теории сводился к обоснованию необходимости доминирующего государственного участия в экономике образовательной отрасли. В существовавшей в советский период социально – экономической системе это являлось неотъемлемой чертой организации экономических отношений во всех сферах жизнедеятельности
Проблемы трансформации централизованной экономики образования в рыночную достаточно сложны, не имеют и не могут иметь единого алгоритма их решения, несмотря на неослабевающий интерес как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Среди зарубежных ученых наибольшее внимание проблемам переходной экономики уделяют в своих исследованиях известные экономисты, Я. Корнай, П. Мюрелл, Р. Маккинтон и другие. Серьезную теоретическую и методологическую базу исследуемых проблем представляют научные труды таких отечественных ученых, как Л.И. Абалкин, СЮ. Глазьев, А.Я. Лившиц.
В настоящее время проблемы экономики высшего образования в период перехода к рыночным отношениям разрабатывают Н.А. Александрова, Г.В. Балашов, С.А. Беляков, Е.Н. Богачев, С.А. Дятлов, У.Г. Зиннуров, В.М. Зуев, А.П. Панкрухин, В.В. Чекмарев и другие. Благодаря их работам, впервые в истории отечественного законодательства, понятие "экономика", применительно к образованию было закреплено в Законе РФ "Об образовании". В нем раздел IV назван "Экономика системы образования".
Как продолжение лучших традиций отечественной учебной литературы можно рассматривать появление в 1994 году, по существу, первого отечественного учебного пособия «Экономика образования» В.П. Щетинина, переизданного в 1998 году. В этой книге освещаются экономические проблемы образовательного комплекса России в условиях становления рыночной экономики. Образование рассматривается как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики. Особое внимание уделено некоммерческому характеру учреждений образования, рынку и маркетингу образовательных услуг, перспективным технологиям финансирования учебных заведений.
Отраслевого подхода при исследовании экономики образования придерживается другой известный отечественный экономист С.А. Беляков, также выпустивший последовательно 2 сборника лекций по этой учебной дисциплине. К сожалению, двумя этими фамилиями ограничивается круг авторов, опубликовавших за последние годы доступную широкой публике учебную литературу.
Отечественная модель экономики образования в последние (пореформенные годы) формировалась под влиянием двух концепций: экономики образования как отраслевой экономической науки и теории человеческого капитала.
Теория человеческого капитала - появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования. Она сформировалась в США, в шестидесятых годах 20в., где, как известно, все высшее образование, в т.ч. и государственное является платным и у потребителей возникает необходимость сопоставления затрат, связанных с получением образования и последующих выгод. Хотя ключевые идеи этой теории были высказаны еще Адамом Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е годы в работах Г Беккера, Т.Шульца, Я. Минсера, М. Вейсборда, В. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрик и др.
Теоретики западной экономики образования. сформировали современные представления об образовании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование. Данная проблема в теоретическом аспекте разработана также в трудах отечественных ученых - B.C. Автономова, Р.И. Капелюшникова, А. И. Добрынина, С.А. Дятлова, М.А. Критского и др.
Среди исследователей механизма рынка образовательных услуг пореформенного периода следует отметить таких экономистов, как А.К. Асатурова, A.M. Бабича, E.H. Жильцова, М.А. Лукашенко, С.Н. Немцева, A.M. Озина, А.П. Панкрухина, E.H. Попова, М.И. Скаржинского, В.В. Чекмарева, В.П. Щетинина и др. В работах указанных авторов рассматривается процесс развития рынка в России, в том числе, формирование рынка образовательных услуг.
В целом, оба подхода к изучению экономики образования ( отраслевой и с позиции теории человеческого капитала) дополняют друг друга. Традиционный для нашей страны отраслевой подход (макроуровень), предполагает изучение народнохозяйственных вопросов образования как объекта управления государства.
Теория человеческого капитала позволяет оценить эффективность затрат на образование прежде всего с позиции конкретного потребителя (микроуровень), не исключая впрочем, возможности такой оценки и на уровне отрасли, в масштабах целой страны (работы Т. Шульца).
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
-
Кого Вы считаете родоначальником экономики образования как науки?
-
Почему вопросы теории производительного труда были ключевыми в решении научных основ экономики образования?
-
Какое место занимает экономика образования в классификации наук?
-
Назовите ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие данной науки.
1.4. Общемировые проблемы образования.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной систем
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Как отмечалось в послании Президента РФ, сегодня должен быть изменен подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане – все заинтересованные в качественном образовании.
Введение новых представлений о содержании образования требует изменения организации образования и изменения характера взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, школа, семья, общество, государство, работодатели).
То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Известно, что 85% современного населения земли - это бедные (60%) и развивающиеся (25%) страны. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв, обрекающий эти страны на вечное отставание. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.
Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.
Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.
Неформальное образование, получившее широкое распространение в последние годы, имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.
Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".
Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.
Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются. Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.
В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снижалась на протяжении всех перестроечных 90-х годов.
Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, ещё в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию" студентов.
Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Практически во всех странах устойчиво растает интерес к высшему образованию. Вместе с тем, как отмечалось на 2-ом международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика”, состоявшемся в Москве в 1996г., система образования в мире переживает глубокий кризис . Этот кризис в свою очередь является следствием глобального кризиса цивилизации и связанного с ним кризиса науки и культуры.
Системный анализ причин современного кризиса образования, рассмотрение его основных проблем и определение главных стратегических направлений формирования принципиально новой, перспективной системы образования – содержался в пленарном докладе председателя этого конгресса, тогдашнего министра образования РФ, профессора В.Г.Кинелева
В укрупненном виде структура этих наиболее важных проблем, стоящих перед образовательными системами всех развитых стран представлена на Схеме 1.
Наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования, по мнению мирового сообщества должны стать: фундаментализация образования, опережающий характер всей системы образования и доступность этой системы для населения нашей планеты за счет широкого использования методов дистанционного обучения. Фундаментализация образования, предполагает все большую ориентацию его на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях и т.д. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственно надежной опорой.
Необходимо отметить также значение информационных компонентов, которые без сомнения будут доминировать в перспективной системе фундаментального образования.
Весьма важным и перспективным направлением развития системы образования уже стало широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно-технической и учебно-методической информации.
Схеме 1.
- Раздел 1. Экономика образования.
- Современные проблемы образования и пути их решения.
- 3.1. Отношения собственности в системе образования.
- Количественные характеристики системы образования.
- С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
- Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
- Дошкольные образовательные учреждения.
- Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Общеобразовательные учреждения.
- Расходы на финансирование образования в Российской Федерации за 2001 – 2006 годы (млрд. Руб.)
- Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
- Число высших учебных учреждений по регионам рф.
- Численность студентов высших учебных заведений по регионам рф, тысяча человек, значение показателя за год, Российская Федерация