Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
В настоящее время в стадии внедрения в вузах находятся федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 2-го поколения.
Работа по организации разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.
В приведенных ниже терминах, взятых из стандарта 2-го поколения по направлению подготовки прикладная экономика и уровням подготовки бакалавр, используются понятия и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:
Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
Направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
Профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;
Результаты обучения – усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования;
ООП - основная образовательная программа;
УМО - учебно-методические объединения;
ОКСО – общероссийский классификатор по образованию;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ОНК - общенаучные компетенции;
ИК – инструментальные компетенции;
СЛК – социально-личностные и общекультурные компетенции.
Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют в настоящее время 50% вузов. Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: - независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеющие общих частей;
- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.
В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.
При введении 2-уровневой системы самым болезненным был вопрос о подготовке специалистов. В итоге, ректоры технических вузов сумели доказать, что подготовка инженера и исследователя в области высоких технологий - это монопрограмма, которую нельзя разорвать на две ступени. Кроме инженеров, этот статус получили будущие врачи и сотрудники спецслужб. Надо сказать, что во многих странах, которые, как и Россия, подписали Болонское соглашение, сохраняются национальные особенности. Например, знаменитая "Эколь Политекник" кроме магистров готовит также инженеров. Во всех странах, подписавших Болонское соглашение, будут созданы национальные центры по аккредитации дипломов, где предстоит проверить соответствие учебных программ. У нас пока эти функции выполняет Рособрнадзор, который проводит сертификацию иностранных дипломов. Российские дипломы также проходят проверку. Например, в Индии, получившие в России диплом врачи, доучиваются еще полгода, чтобы освоить национальные особенности системы здравоохранения этой восточной страны.
В настоящее время специалист у нас фактически приравнивается к магистру, но для юридической точности потребуется принятие еще одного документа, который закрепит это равенство. После этого диплом специалиста будет конвертируем в Европе, как дипломы магистра и бакалавра.
Освоение образовательных программ возможно в следующих формах: в образовательном учреждении очно, т. е. с отрывом от производства; в очно-заочной (вечерней) форме (без отрыва от работы); в заочной форме; в форме экстерната; семейного образования; самообразования.
Типы и виды образовательных учреждений и организаций.
В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее – « некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».
Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная – это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).
Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.
Типы образовательных учреждений.
Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51-53ин/01-11)
В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:
1.Дошкольные образовательные учреждения.
2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.
4.Межшкольные учебные комбинаты.
5.Общеобразовательные учреждения.
6.Общеобразовательная школа-интернат.
7.Кадетские школы.
8.Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.
9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
10.Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
11.Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
12.Учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.
15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.
16.Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).
17.Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).
18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).
19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Виды образовательных учреждений.
- Раздел 1. Экономика образования.
- Современные проблемы образования и пути их решения.
- 3.1. Отношения собственности в системе образования.
- Количественные характеристики системы образования.
- С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
- Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
- Дошкольные образовательные учреждения.
- Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Общеобразовательные учреждения.
- Расходы на финансирование образования в Российской Федерации за 2001 – 2006 годы (млрд. Руб.)
- Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
- Число высших учебных учреждений по регионам рф.
- Численность студентов высших учебных заведений по регионам рф, тысяча человек, значение показателя за год, Российская Федерация