logo search
kursovaya Anna

Среди видов картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения можно выделить такие, как:

Картины по формату : демонстрационные; раздаточные.

Картины по содержанию : дидактические; художественные.

Дидактические : предметные; сюжетные.

Картины по характеру изображения : реальные; фантастические; символические; юмористические; проблемно-загадочные.

Картины по способу функционального использования : атрибут игры; предмет обсуждения; дидактический материал; источник вдохновения для собственного творчества.

Картины по тематике : о мире природы; о мире предметов; о мире искусства; о мире отношений.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типовсвязнойречи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

В отечественной и зарубежной психологии (исследования Г. А. Люблинской, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, и др.) есть различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин , одновременно общее для этих подходов — это определение некоторой периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины. Она проходит три стадии: называния, или перечисления, описания и интерпретации.

Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказывания по содержанию картины.

Методика проведения каждого из пяти видов занятий имеет свою специфику, однако все они содержат обязательные структурные части — организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.

Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.

• Вопросы — почти единственный методический прием в первой части занятия. Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов , эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности.

• Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше». Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 — 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.

• Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине. Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.

• Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.

Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия.

Следовательно, с целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумать первую часть занятия. Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.

В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы — актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, — эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности. Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного. Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, готовности в процесс составления связного высказывания, способности выполнять эту задачу самостоятельно, образец рассказа изменяется от полного — на начальных этапах обучения, далее к частичному, образцу-дублеру — в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используют лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей учат составлять план рассказа. Сначала воспитатель вместе с детьми подробно анализирует составленный им план, потом предлагает составлять план самостоятельно, то есть осуществляется постепенный переход от полного подражания образца к осознанию или полусознательного подражания алгоритма действий, самостоятельного составления рассказа.

Хотя такое применение образца как приема обучения рассказыванию в общей картине дошкольного образования выглядит логично, однако воспитанники нередко оказываются «привязанными» к нему, что не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Положительной чертой образца является то, что, с одной стороны, он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.

Не отказываясь от образца как приема обучения, однако результативными считаем структурно-синтаксическую схему описательного и сюжетного повествования (разработан Л. Г. Шадрин), сопровождающая речь и такой прием, как рассказ командами. Многим воспитателям бывает сложно избежать типичных ошибок в процессе управления рассказыванием детей. Проанализируем основные из них.

• Рассказ, составленная воспитателем, считается образцовым примером для подражания, поэтому детей заставляют слушать 6-7 однотипных рассказов. Такие занятия становятся скучным, малоприятным испытанием как для детей, так и для воспитателей. Некоторые воспитатели ошибочно подменяет понятия «речевая активность» узким по содержанию понятием «говорения», поэтому для обеспечения «высокого уровня речевой активности» на занятии заставляют детей бездумно повторять, проговаривать готовые тексты (слова, фразы). Однако, как доказывают ученые, овладение родным языком, формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность. Следовательно, задача воспитателя проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку рассказать по-своему, выявить через самостоятельное повествование свое естество, самовыразиться.

• Воспитатели стараются, чтобы детский рассказ воспроизводил содержание всей картины. Предметная, а тем более сюжетная картина имеет сколько элементов, нюансов, что рассказы о каждом из них и всю картину в целом могут быть разнообразными и неповторимыми. Однако нередко воспитатели требуют только полного описания картины, на который ребенок из-за своей недостаточной подготовленности редко бывает способен. Следовательно, единственный выход — повторить образец рассказа воспитателя. Во второй части занятия сначала следует предлагать рассказы о частях, деталях картины по инициативе детей: «О чем бы ты хотел рассказать?» Или «Возможно, ты хотел бы рассказать о маленькой киске?». Затем можно предложить составить коллективный или индивидуальный рассказ, отражающий общее содержание картины. При таких условиях каждый ребенок сам выбирает для себя посильную задачу, а не выполняет навязанное извне.

• Воспитатели считают невозможным вмешиваться в рассказ ребенка, мол, тем самым мы лишаем его самостоятельности. Одним из важнейших принципов организации учебной деятельности, что влияет на ее производительность, результативность, является принцип успешности. Сущность его заключается в том, что каждый ребенок должен учится, чувствуя свою успешность, тогда он будет это делать охотно. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательно поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.

• В управлении рассказыванием по содержанию картины воспитатели боятся выйти за пределы изображенного, мало используют словесное творчество. Выполнение творческих заданий, составление виртуальных диалогов в первой части занятия привносит в рассказы детей интересные подробности, оригинальные сюжетные линии. Если дети испытывают трудности в исполнении творческих заданий, можно предложить сначала коллективное сюжетосложение, пока дети не проявят готовности к самостоятельному выполнению задач такого типа. Сохранение, запись рассказов с последующим оформлением в виде книжечки, альбома, открытки и т.п. является дополнительным стимулом их активности.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Поскольку основные методические рекомендации по методике организации обучения рассказыванию по картине мы уже определили, рассмотрим специфику проведения занятий по составлению сравнительного описания двух картинок, игрушек или предметов и методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.

Эффективная методика обучения рассказыванию по серии картин. Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Автор учитывала, что в процессе восприятия дети фиксируют внимание на сюжете, действиях и отношениях персонажей, выразительности образов. Поэтому серия картин предусматривала последовательное развертывание сюжетной линии, четко выделены композиционные части рассказа (первая картинка — начало, завязка, вторая, третья — середина, раскрытие основного содержания, четвертая или пятая — заключение), чтобы при переходе от картины к картине были смысловые и грамматические связи между частями высказывания (картинками). Методика проведения этого вида занятий отличается пятью способами подачи детям картин. Раскроем эти варианты.

Так, первый способ предполагает последовательное рассмотрение картин, из которых открыта в начале занятия только первая. Прежде чем открывать следующую, воспитатель предлагает детям догадаться, что на ней изображено. Только когда фантазия детей оказывается исчерпанной, воспитатель открывает ее. Это позволяет поддерживать интерес к занятию продолжительное время. К каждой из картин воспитатель подбирает 1-2 вопроса и 1-2 лексико-грамматических задания (упражнения, игры, творческие задания). За каждой картиной составляется рассказ, который постепенно увеличивается: сначала только по содержанию первой картинки, затем — первой и второй, затем — первой, второй и третьей и т.д.

Второй способ заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятия происходит по стандартной схеме — последовательное рассмотрение каждой картины за вопросами и составление рассказов.

Третий способ — три первые картины закрыты, последняя открытая. В первой части занятия — коллективные творческие фантазии детей про начало рассказа. Далее последовательно открываются картины и составляются рассказы.

Четвертый способ отличается тем, что в начале занятия открываются первая и последняя картинки. После фантазирования о содержании средних картинок, дети последовательно рассматривают все картинки и составляют по них рассказы.

Пятый способ характеризуется открытием картинок через одну. Методика занятия сохраняет логику. Заметим, что практика применения этого вида занятий убедительно доказывает, что наиболее эффективным способом организации рассказывания есть рассказ командами. Это не только способ обеспечения высокой речевой активности (в занятии принимают участие 12-16 детей), но и средство развития связности как качества рассказа и стимулирования творчества — каждая команда не повторяет предыдущие рассказы, а составляет собственный.

Выводы по второму разделу.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское».