10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
В системе образования лиц с нарушенным слухом особое значение приобретает оптимальный выбор средств, обеспечивающих эффективность коррекционно-образовательного процесса. На их отбор влияют многие факторы: содержание учебного материала, наличие или отсутствие у обучаемого определенных опыта и знаний, его личностные особенности и возможности восприятия информации.
Л.В. Андреева выделяет следующие средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса:
Для точности и полноты восприятия учебной информации и достижения речевого взаимодействия между субъектами учебной деятельности используются различные формы словесной речи — устная, письменная, дактильная, которые формируются у обучаемых в тесном взаимодействии друг с другом и в определенной последовательности. Их соотношение при использовании на разных этапах обучения меняется. На предпочтение каждой из них влияют состояние слуха и речи, а также индивидуальные возможности учащихся.
От правильного соотношения форм словесной речи зависит не только объем усвоенных речевых единиц и конструкций, но и их оборачиваемость и частота практического применения.
Применение средств наглядности в системе коррекционно-образовательного процесса учащихся с нарушенным слухом предполагает опору на их чувственный познавательный опыт.
Применяемые в обучении средства наглядности условно можно разделить:
на предметно-образные (натуральные объекты, их плоскостные и объемные изображения);
на знаковые, или условные (схемы, опорные сигналы, чертежи, карты, графики, таблицы, опорные конспекты и др.);
на динамические в комбинации со средствами первых двух групп (диафильмы и киноматериалы, информационные средства).
Первая группа средств служит для компенсации недостаточного чувственного опыта и призвана помочь формированию четких образов рассматриваемых предметов и явлений, актуализации образов, сложившихся в прошлом опыте обучаемых.
Вторая направлена на развитие мыслительной деятельности (переход от наглядного уровня познания на уровень конкретно- и абстрактно-понятийный).
Третья группа — средства динамической наглядности — создает возможность восприятия предмета или явления в действии. Выбор средств наглядности зависит от содержания, целей и задач обучения, от уровня подготовленности обучаемых.
Важная роль наглядности в обучении детей с нарушенным слухом требует особого внимания к ее соотношению со словом. На разных этапах обучения соотношение между ними меняется. При этом выделяются несколько способов сочетания слова и наглядности: иллюстрационный — наглядность подтверждает, конкретизирует информацию; демонстрационный — наглядность выкупает как источник знаний, педагог руководит ее восприятием побуждает детей к наблюдениям; действенный — наглядный материал служит исходным материалом для конструирования, например, макетов, изделий и т.п.
При использовании и оформлении средств наглядности в школьном образовании следует также учитывать особенности восприятия детей с нарушениями слуха, которое, по наблюдениям психологов, протекает более медленно и оказывается менее точным и расчлененным, чем у слышащих сверстников.
В учебном процессе специального образования многопланово задействованы технические средства предъявления информации: кино-, диа-, эпи-, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, оборудованные досками, соединенные с компьютером или с передвижными зеркалами, позволяющие следить за артикуляцией преподавателя, и др. Их использование обеспечивает учащимся с нарушениями слуха большую полноту и точность информации об изучаемом объекте, содействует проявлениям познавательной активности и самостоятельности, благоприятно сказывается на развитии их словесной речи. Включение технических средств в учебные ситуации зависит от возраста обучаемых, содержания учебного предмета, характеристик зрительного восприятия, внимания, работоспособности и др.
Особое место в коррекционно- и реабилитационно-образовательном процессе, организуемом для лиц, имеющих нарушения слуха, занимают сурдотехнические средства обучения — специфическое и необходимое условие организации для них слухоречевой и образовательной среды. Использование сурдотехнических средств не ведет к полному преодолению дефекта, но существенным образом способствует улучшению адаптационных возможностей людей со слуховой недостаточностью.
При организации слухоречевой среды широко применяется электроакустическая аппаратура.
Существуют два типа аппаратуры коллективного пользования — проводная и беспроводная (как импортная, так и отечественная). Первая позволяет подбирать для каждого пользователя оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Устройство может быть дополнено вибраторами, которые облегчают восприятие звуков и способствуют формированию ритмико-интонационной стороны речи. Качество восприятия звукового сигнала (речи, музыки) зависит от того, насколько слушающий удален от источника звука (от говорящего, от инструмента и др.).
Для создания условий свободного передвижения помещения, в которых проводятся занятия, оборудуются стационарной индукционной петлей, внутри которой образуется электромагнитное поле, слуховые аппараты преобразуют поступающие электрические сигналы в акустические. Восприятие звуков достигается вне зависимости от удаленности источника, однако она влияет на интенсивность сигнала, которая падает примерно на 10 дБ, а также на разборчивость восприятия.
Беспроводная электроакустическая аппаратура основана на использовании инфракрасного излучения или на радиопринципе. Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, позволяет слушающим свободно перемещаться в пространстве и воспринимать звуки одной интенсивности вне зависимости от расстояния до источника. Однако это возможно только в помещении, оборудованном инфракрасными излучателями. Аппаратура, в конструкции которой использован радиопринцип, имеет весьма многообразные модификации, где составными элементами являются: микрофон педагога, прикрепленный специальной клипсой к одежде либо размещенный на оголовье, или радиопередатчик; радиоприемники слушающих, соединенные с индивидуальными слуховыми аппаратами или наушниками.
Радиосистемы позволяют сохранять одни и те же акустические условия даже при перемещении в пространстве на расстояние 10 — 15 м от источника звуков и слышать, например, речь, как будто он находится рядом, т.е. на расстоянии 5—10 см от аппаратов (расстояние от губ говорящего до микрофона). Воспринимающий приемник обладает регулировкой усиления в зависимости от конкретных условий. В радиопередатчике предусмотрен аудиовход для подключения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, например, дети могут смотреть телевизионную передачу, воспринимая звук через наушники, и одновременно слушать пояснения учителя. Преимущество радиосистем состоит также в том, что они дают возможность выделить из окружающего шума голос педагога и при необходимости усилить его.
Потеря слуха может быть скорригирована с помощью индивидуальных слуховых аппаратов различного типа.
Последние годы характеризуются интенсивным развитием аудиологии и быстрым совершенствованием электроакустической аппаратуры на основе микроэлектроники. Новейшие типы индивидуальных слуховых аппаратов — внутриушные, программируемые, цифровые — обладают широкими возможностями изменения параметров звукоусиления даже при значительной степени нарушения слуха.
Использование в образовательном процессе различных средств коррекционно-развивающей, реабилитационной направленности является объективной предпосылкой успешности развития и обучения людей со слуховой недостаточностью.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.