6.2.6 Педагогические средства обучения
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка .
П. И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материаль-ным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении.
Влияние использования различных технических средств на эффективность обучения
Использование технического средства | Эффективность обучения, % |
Обычные фронтальные занятия | 100 |
Магнитофонная запись | 113 |
Приложение текста (слайды) | 113 |
Озвученный фильм | 121 |
Магнитофонная запись и текст (слайды) | 139 |
Фильм и приложение текста (слайдов) | 146 |
Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг-друга. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы.
Рассмотрим отдельно некоторые средства обучения. Натуральные объекты используют в качестве наглядных пособий, прежде всего оборудование и его узлы; необходимо специально подготовить и обработать: сделать разрезы; произвести специальную окраску деталей; вырезать смотровое окно; кожухе, крышке, корпусе; подсветить внутренние полости, установить лампочки.
Учебные модели, муляжи, макеты:
Наиболее типичной разновидностью моделей являются предметные модели, которые в свою очередь делятся на объемные и плоскостные.
Муляжами называют пособия, в которых натуральные объекты воспроизводятся с высокой степенью сходства: это дубликаты предметов.
Состав моделей, особенности конструкций, принцип действия аппаратов, механизмов, электротехнических изделий, инструментов, приборов, технологические цепочки и т.д. может быть представлено и изучено с помощью наглядных моделей.
Следующим средством выступает учебная таблица (плакат, схема, диаграмма, график), представляющая собой плоскостное материальное средство обучения, содержащая научную информацию об изучаемых процессах. Учебная таблица относится к демонстративным средствам обучения, но может выступать в роли раздаточного материала. Таблицы различают: по способам изображения информации: композиции (рисунки, фотографии); графические (чертежи, графики, диаграммы, схемы и др.); знаковые символические таблицы (явления изображены в знаках, формулах, буквах и т.д.).
Учебные таблицы могут быть единичными и серийными (темы; разделы; курсы; классы). В последнее время в практике обучения используют электрифицированные таблицы (стенды) - это справочные и инструкционные таблицы по технике безопасности.
Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
Основная цель использования ТСО- содействие более Эффективному усвоению учебной информации, содержащейся в программных материалах.
Задачи применения технических средств обучения:
-Реализация в процессе обучения дидактического принципа наглядности;
-увеличение объема передачи и усвоения информации в единицу времени;
-оптимизация процесса обучения за счет снижения затрат на выполнение трудоемких, рутинных операций;
-индивидуализация процесса обучения.
Рассмотрим классификацию средств обучения, предложенную С.Г.Шаповаленко.
1.Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов , горных пород, чучела животных, гербарии и т.д. К этой группе нередко относят станки, машины, аппараты, установки и т.п., являющимися объектами изучения.
2 . Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитив, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).
3. Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги(учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.).
4. Технические средства обучения- эранно-звуковые носители учебной информации и аппаратура , с помощью которой проявляется эта информация. К этой же группе могут быть также отнесены средства новых информационных технологии- компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудования на базе электронной техники.
При разработке своего урока я использовал 4 тип –это экранно-звуковые носители, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники.
Дидактические свойства, присущие средствам обучения, проявляются в выполняемых ими функциях. Классификация функций средств обучения также различна в зависимости от положенного в основу признака. Тем не менее все средства обучения обладают функцией компенсаторности, облегчая процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил и времени учащегося.
Адаптивная функция средств обучения направлена на поддержания благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ.
Для средств обучения характерна также функция информативности- некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знания, другие способствуют его передаче опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты, некоторые приборы).
Интегративная функция средств обучения позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании средств обучения, а также при применении средств новых информационных технологий.
Инструментальная функция направлена на безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогом, способствует воспитанию культуры труда.
Все функции взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функционально-педагогические, экономические, технические, эстетические, эргономические, а также техники безопасности и гигиены.
Классификация ТСО может осуществляться по различным основаниям:
По назначению:
-Технические средства передачи учебной информации (ТСИ)- устройства, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин. Различают ТСИ широкого и целевого назначения.
ТСИ широкого назначения- проекционная аппаратура, аудиоаппаратура, аппаратура учебного телевидения .Носители информации ТСИ- слайды, диафильмы, компакт-диски, видеокассеты и т.д.
ТСИ целевого назначения- однопрограммные технические средства (действующие стенды, макеты, модели и другие устройства), несущие информацию о принципах работы устройства и о взаимодействии его элементов.
Технические средства контроля знаний (ТСК) – устройства, позволяющие получить сведения об уровне усвоения учащимися программной информации. Например, с помощью ТСК осуществляется контроль готовности учащихся к выполнению лабораторной работы. ТСК бывают коллективного (с обязательной индивидуальной оценкой) и индивидуального использования.
Тренажерные технические средства (ТТС) –устройства, предназначенные для выработки практических умений и навыков в выполнении логических задач и физических действий при работе с аппаратурой, агрегатами, механизмами.
Вспомогательные технические средства (ВТС)- устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время (калькулятор, чертежные установки, устройства затемнения аудитории, оргтехника и т.д.).
Комбинированные технические средства (КТС)- устройства, обеспечивающие выполнение двух и более функций- передачу информаций и контроль, тренаж и контроль и т.п. Эти и другие многофункциональные устройства называют обучающими.
По принципу устройства ТСО:
Механические и электромеханические – чертежные агрегаты, электрифицированные стенды, действующие макеты и т.п.
Оптические- диа- и эпипроекторы.
Электронные- осциллограф, компьютер.
Звукотехнические- электропроигрыватели, CD и DVD проигрыватели, магнитофоны.
Комбинированные –телевидение, звуковое кино, видеомагнитофоны.
По характеру прямого воздействия:
Визуальные(зрение).
Аудиабальные(слух).
Аудиовизуальные (зрение и слух).
- 6 Педагогическая часть
- 6.1 Общая характеристика дисциплины и темы занятия дипломного проекта.
- 6.2 Технология проектирования урока
- 6.2.1 Понятие и структура педагогического процесса
- 2. Принцип научности
- 3. Принцип доступности
- 4. Принцип наглядности
- 5. Принцип сознательности и активности
- 6.2.4 Содержание педагогического процесса
- 6.2.5 Методы педагогического процесса
- 6.2.6 Педагогические средства обучения
- 6.2.7 Педагогические формы, как способ организации процесса обучения
- 6.3 Методика проведения занятия по теме «Картофелесажалка с ленточным высаживающим аппаратом»