17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
Основная задача - разностороннее развитие личности учащихся, создание условий для приобщения их к жизни общества, включения в производственный труд.
Совершенствование обучения в процессе предметно-практической деятельности:
С.А.Зыков, Т.С.Зыковы, Е.Н.Марциновская, Т.В.Нестерович. Создание детьми реальных предметов и их моделей способствует развитию мотивационной стороны, ведет к повышению активности, самостоятельности, творческой инициативы и сотрудничества; происходит планомерное развитие мышления от наглядно-образного к понятийному, обучение планированию.
Развитие самостоятельности:
В структуре самостоятельной познавательной деятельности выделяют этапы:
ориентировочно-мотивационный (выделение и осознание школьниками познавательной задачи, ее значимости, цели и предмета деятельности, определение этапов и адекватных способов действий)
операционно-познавательный (познавательная деятельность)
рефлексивно-оценочный (ученик самостоятельно проверяет и оценивает выполненное)
Использование проблемной ситуации:
Этапы решения проблемной ситуации:
возникновение проблемной ситуации;
осознания сущности затруднения и постановка проблемы;
нахождение способа ее решения проверка правильности решения;
формулирование вновь приобретенных знаний и их применение в новых условиях;
использование результатов, полученных при решении проблемы
Типы проблемных ситуаций:
ситуации, в которых учащиеся приобретают знания для объяснения нового факта на основе практической деятельности;
ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;
ситуации, содержащие противоречия между теоретическими знаниями учащихся и практической невозможностью их решить;
ситуации, содержащие противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью его обоснования
Моделирование как средство обучения:
Моделирование - система действий по построению , преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам другой системы. И фиксируют ее внутренние, существенные характеристики. У глухих детей замедлено и искажено формирование понятий, отставание в развитие наглядно-образного мышления, поэтому необходимо усилить сенсорные основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств. Применение моделей служит «мостиком» между наглядно-образным и логическим мышлением.
Модели:
участниками в их решения. В процессе коллективной деятельности развивается умение общаться с другими людьми, считаться с их интересами, формируются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, умения регулировать свое поведение в соответствии с общими требованиями, вырабатывать совместные решения. Деятельность должна быть организована с учетом особенностей учащихся, их интересов, что стимулирует проявление активности, самостоятельности и инициативы.
3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
Условия, обеспечивающие эффективность интегрированного обучения:
Внешние: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Это помогает достичь. Принципиально иных результатов в развитии ребёнка-того уровня, который позволит ему обучаться в массовом учреждении; желание родителей обучать ребёнка вместе с «нормальными» детьми, стремление и готовность родителей реально помогать своему ребёнку в процессе обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребёнку квалифиц. коррек. помощь.
Внутренние: уровень психофизического и речевого развития ребёнка, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
Возможность овладения общим стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению.
Модели интеграции: временная, частичная, комбинированная, полная.
Показатели эффективности инт. об: успешность усвоения образовательного стандарта, устойчивость к негативному влиянию социума, развитие коммуникативных навыков, наличие трудовых умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни воспитанников; творческая активность, возможность раскрытия творческого потенциала личности.
+ интеграции: дети с особыми нуждами воспринимаются как полноправные члены общества; ребёнок с огр. возм. не отделён от коллектива «нормальных» детей, что способствует социальной адаптации; посещающий массовую школу ребёнок не оторван от семьи; «нормальные» дети учатся воспринимать особых детей как нормальных членов общества.
- интеграции: реб., участь в обычном классе, не всегда получает коррекционную помощь в необходимом объёме; реб. с особыми нуждами требует уделения со стороны учителя много внимания, что негативно сказывается на других учениках; специалисты разных областей спец образ не всегда доступны всем школам.,; увеличивается риск дискриминации со стороны одноклассников. Реб с особ нуждами сложно найти друзей среди однокл.
4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это спец организ., управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющая своей конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу.
Современное понимание воспитания - эффективное взаимодействие сотрудничества воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.