logo search
Vozrastnaya_i_pedagogicheskaya_psihologia

Вопрос 20

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и  собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:  1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;  2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;  3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но  в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юношеский возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:  1) открытие своего внутреннего  мира;  2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти  заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.  3) Формируется  целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего  тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические,