16.Особенности развития речи детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию речи в группах раннего возраста.
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь.
В лепете ребенка появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален, сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок произносит в основном облегченные слова, то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать слов, однако даже знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной заинтересованности, при обращении к взрослым заменяет слова выразительными жестами, мимикой, звуками, одним словом выражает целую фразу, предложение, например, слово «на» обозначает: «Возьми меня на руки!»Произношение ребенка еще очень неправильное, это либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные звукосочетания. Вновь появившимися словами ребенок пользуется в окружении близких людей. В непривычной обстановке он обычно молчит.
Во втором полугодии второго года происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300-400 слов. Ребенок в начале устанавливает значение слов, он торопится скорее узнать название всех окружающих его предметов. Начинается период вопросов: «что это? Где? Кто?». Получив ответы, он повторяет его несколько раз, затем задает тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка входят только названия предметов и действий, затем качества предметов, речи появляются грамматические формы. Ребенок начинает говорить предложениями из двух, а потом и из трех слов. Речь становится средством общения ребенка со взрослым, средством выражения своих желаний.
К двум годам малыш может сказать: «Мама день пальто – галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей, ориентация в пространстве. На основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать, устанавливать связь между явлениями. Язык становится более гибким орудием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок.
К концу первого года артикуляционный аппарат только начинает формироваться, ребенок способен произносит гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяет звуками и, е, большинство согласных заменяет более простыми в артикуляционном отношении звуками, ряд твердых согласных заменяет мягкими, вместо дай-дяй, санки-сянки.
Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощение слова, оно укорачивается или произносится только слог, например, ко или мокко вместо молоко. Голос у ребенка еще недостаточно громкий, речевой выдох слабый, все это говорит о недостаточно окрепшем голосовом аппарате.
К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако далека от совершенства, он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек. С которыми постоянно действует, в его речи отсутствует правильные грамматические связи между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.Одной из задач по развитию правильной речи должна быть тренировка голосового аппарата ребенка.Для этого в процессе постоянного общения с ним взрослой должен почаще вызывать малыша на разговор, рассказ, чтение стихов, показывать рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учить его правильно их называть. В окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь. Можно давать прослушивать детские пластинки со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.
-
Развитие речи
Лепет
К концу 1го года артикуляционный аппарат только начинает формироваться, ребенок способен произносит гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяет звуками и, е, большинство согласных заменяет более простыми в артикуляционном отношении звуками, ряд твердых согласных заменяет мягкими, вместо дай-дяй, санки-сянки.
Во втором полугодии второго года происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300-400 слов
К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения
17.Особенности развития движений детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию движений детей раннего возраста.
Нельзя недооценивать роль движений в физическом и психическом развитии ребенка. Трудно себе представить здорового ребенка малоподвижным, хотя в последнее время все больше встречается детей, не выходящих из квартиры, целые дни просиживающих у телевизоров. В детских дошкольных учреждениях дети не выполняют возрастную норму движений даже на 30-50 %.
Гипокинезия ранит детей, больше чем взрослых, она ведет к нежеланию двигаться, одышке при движении, нарушению осанки, плоскостопию, функциональным нарушениям сердечнососудистой системы, неврозам, ожирению, раннему развитию гипертонической болезни.
Установлено, что если беременная женщина занимается физкультурой, совершает двигательные прогулки, у нее роды протекают легче, ребенок меньше травмируется в родах, рождается «моторно»одаренный.
Здоровье-это не только отсутствие болезни и повреждений, но гармоничное психическое и физическое развитие, высокая физическая работоспособность, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, к всевозможным нагрузкам.
Важно не только сохранение, но и количественное увеличение здоровья.
На втором году жизни ребенок осваивает сложные движения: ходьбу, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками.
Во время занятий, игр необходимо развивать и укреплять мышцы рук, ног, спины и живота, тренировать вестибулярный аппарат.
-
Необходимо развивать:
мышцы рук
мышцы ног
спины
живота
вестибулярный аппарат
- 1.Становление педагогики раннего детства в России.
- 2.Современные исследования по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- 4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
- 5.Обоснование необходимости воспитания детей с первых дней жизни (н.М. Щелованов, н.М. Аксарина и др.).
- 6.Организация адаптации детей к условиям дошкольных учреждений
- 7.Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 1-го года жизни.
- 8.Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 2-го и 3-го года жизни.
- 9.Своеобразие содержания и организации игр-занятий с детьми 1-го и 2-го года жизни.
- 10 .Организации самостоятельной деятельности детей 2-го и 3-го года жизни.
- 11.Психолого-педагогические основы режима дня детей раннего возраста.
- 12. Особенности обучения детей раннего возраста
- 13. Методы руководства игрой детей раннего возраста.
- 14.Обусловленность воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями их развития.
- 15.Этапы развития игры в раннем возрасте. Особенности руководства играми в группах раннего возраста.
- 16.Особенности развития речи детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию речи в группах раннего возраста.
- 18.Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста. Роль педагога в формировании предметно - игровой деятельности детей.
- 19. Диагностика психического развития в организации работы групп детей раннего возраста.