logo search
titulnyi_list

3.3. Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня самооценки старших дошкольников.

Контрольный эксперимент проводился с 25 по 30 сентября 2010г .

Для определения эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, только с детьми уровень развития самооценки, которых был занижен.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3.5; 3.6; 3.7; 3.8

Определение стиля педагогического общения воспитателя

Таблица 3.5

Демократический стиль общения

балл

Авторитарный стиль общения

балл

Доброжелателен. Держится ободряюще.

4

Недоброжелателен

1

Заинтересован, активен, выкладывается.

4

Безразличен, «себе на уме»

1

Стимулирует инициативу, допускает выражения собственного мнения, свободное поведение учащихся.

3

Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем.

2

Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки.

5

Думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль.

Динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты.

3

Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы.

1

Вежлив и приветлив с детьми, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися.

3

Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения.

1

Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают.

2

Все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают.

1

Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе».

3

Пассивен, пускает общение на самотек.

1

27 баллов

8 баллов

Оценивание деятельности детей воспитателем Таблица 3.6

Эффективное оценивание

Исполь

зует

Неэффективное оценивание

Исполь

зует

1.

Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка.

+

Склонен отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка.

2.

Положительную оценку использует постоянно

+

Положительную оценку редко, то случая к случаю.

3.

Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной деятельности.

+

Положительная оценка дается в общих чертах, не выделяются ее критерии.

4.

Замечает даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение.

+

Достижения ребенка оцениваются с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения.

5.

Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.)

+

Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности ради похвалы, награды и т.п.)

+

6.

Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов.

+

Поощряя результат ребенка (группы), не отмечает их значимость.

7.

Применяет опережающую положительную оценку.

+

Применяет опережающую негативную оценку.

8.

Оценивая, стремится к оптимизации его положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения.

+

Не оценивает положительно с целью оптимизации его положения среди сверстников, оценка дается без учета социометрического статуса ребенка.

9.

Оценка ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития»

Оценка ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями, без учета его «зоны ближайшего развития», его усилий.

+

10.

Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения проблемы мирным путем, справедливо.

+

При решении конфликтов не вникает в его суть, воздействует силой, криком, наказывает правых и виноватых

11.

При отрицательной оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом.

+

Высказывает отрицательную оценку, переходит на личность в целом.

Определение уровня формирования самооценки дошкольника

Таблица 3.7

Вопросы для беседы

Настя

Рома

1.

Как ты думаешь, какой (ая) ты – хороший, плохой или средний? Почему ты так думаешь?

Хорошая.

Я знаю.

Хороший.

2.

Кто по-твоему думает о тебе (оценивает тебя) так же, как и ты? Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант ответа: «А мама тоже считает тебя хорошим, плохим, средним и т.д. Мама, папа, дедушка, воспитатель, сестра и т.д.) почему ты так думаешь?

Мама говорит хорошая, бабушка, воспитатель.

Мама, папа, бабушка. Говорят я молодец.

3.

Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь?

Иногда мама, говорит я веду себя плохо.

Иногда мама с папой, что я их не слушаюсь.

4.

Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?

Когда я рисую, играю, одеваюсь.

Как я умею играть в футбол, я хорошо играю и умею.

5.

Что тебе не нравится в себе, еще что? Почему?

Плохо себя веду, не слушаюсь.

Наверно когда балуюсь.

6.

Что воспитателю нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

Помогаю, слушаюсь, хорошо играю, выполняю задания.

Поведение хорошее, я ее слушаюсь.

7.

Что воспитателю не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

Когда не сплю, не слушаю на занятии, балуюсь.

Я иногда ее не слушаюсь, иногда не балуюсь на занятии.

8.

За что воспитатель тебя хвалит?

Когда я все правильно делаю, помогаю убирать игрушки.

За то, что я не дерусь, играю интересно.

9.

За что воспитатель тебя ругает, наказывает?

Ругает иногда, если балуюсь, и ее не слушаюсь.

Балуюсь.