16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работы, коррекция недостатков развития, общеобразовательная подготовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка.
В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для глухих детей наполняемость класса (группы) до 6 человек; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших наполняемость класса (группы) в 1-м отделении до 10 человек, во 2-м отделении до 8 человек. В классах — группах для обучающихся со сложной структурой нарушения — до 5 человек.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников,
Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.
Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.
Психологическое сопровождение воспитанников образовательного учреждения в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в его штат.
Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники.
Коррекционные школы:
1 вида – для глухих, нарушение слуха которых не позволяет самостоятельно овладеть речью.
2 вида – для сл/сл и позднооглохших. Сл/сл - нар. слуха позволяет в минимальном объеме овладеть речью без спец. обучения. ПО – речь есть, надо переключится на новые способы восприятия речи, предотвратить её распад.
Структура школы для сл/сл, исходя из принципа дифференцированного обучения, делится на два отделения: 1-е отделение — для детей, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения; 2-е отделение — для детей с глубоким речевым недоразвитием. Для слабослышащих детей, не получивших дошкольной подготовки, в структуре 2-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.
При определении содержания обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов учитываются как общие задачи образования и воспитания учащихся, так и специальные.
Коррекционно-восстановительная работа в специальной школе пронизывает весь педагогический процесс. Коррекционная направленность в обучении детей с нарушениями слуха реализуется через особые коррекционные предметы, специальные методы обучения, создание особых условий сообщения и отработки знаний. Обучение проводится в условиях постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры различныхтипов (стационарной коллективного и индивидуального использования и индивидуальных слуховых аппаратов). Специальное внимание уделяется развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию произносительной стороны речи, что способствует созданию принципиально новой слухозрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников. Для позднооглохших (независимо от возраста) организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию устной речи на зрительной основе (чтение с губ), слухозрительной, зрительновибрационной.
Специальное обучение детей с нарушениями слуха включает использование как специфических средств, так и средств, которые применяются в образовательной школе общего назначения. К первым можно отнести дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи, усвоения звукового состава слов. К специфическим средствам относятся также звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты. Ко второй группе средств относится письменная речь. Письмо и чтение для детей с нарушениями слуха — не только более доступный способ усвоения знаний, они являются самыми полноценными источниками при овладении языком. Значительно возрастает и существенно меняется роль наглядных средств: они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формировании представлений и понятий, причинно-следственных отношений тех или иных явлений, наглядному обозначению межпредметных связей.
Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы. Оно включает первоначальную трудовую подготовку (1—4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы), предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы).
В коррекционных образовательных учреждениях I вида за период обучения с 1-го по 12-й класс дети получают среднее образование. с подготовительного по 7-й класс все программы являются оригинальными. В 8—10 классах школьники обучаются по программам общеобразовательной школы общего назначения (для слышащих). Коррекционные курсы базисного плана включают развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, речь и культуру общения.
Программы для начальных классов специальной школы для слабослышащих и позднооглохших детей соответствуют по объему материала содержанию учебного курса начальной (1—4 классы) образовательной школы общего назначения. Программы отличаются своей коррекционной направленностью и обеспечивают формирование практических речевых навыков, развитие слухового восприятия. Последующее обучение слабослышащих и позднооглохших детей осуществляется по программам образовательной школы общего назначения.
Начиная с 1950 г. особое внимание стало уделяться повышению уровня и качества профессиональных знаний глухих. Это обучение осуществлялось в основном в специальных профессиональных заведениях (ПТУ, ПТУ-интернаты, техникумы). В дальнейшем, благодаря действию законов «Об образовании», «О социальной защите инвалидов РФ» стали развиваться интегративные формы обучения. Лиц с проблемами слуха, способных к профессиональному обучению, начали принимать в обычные учебные заведения.
Высшее и среднее профессиональное образование лиц с нарушениями слуха организуется по-разному.
Модели профессионального образования:
интегрированная форма обучения. При интегрированной форме обучения 1—3 студента с нарушениями слуха вливаются в общий поток.
смешанная форма обучения. Неполная интеграция, или смешанная модель обучения, характеризуется тем, что студенты обучаются как в общем потоке, так и в отдельной группе
специальные учебные заведения, в которых обучаются только лица с проблемами здоровья.
дистанционные формы обучения.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.