4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Умножать, а не только уважать человека в человеке.
Е.Н.Ильин
Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
Целевые ориентации
• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
• Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы
• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
• художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
• идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
• учитель - предметник, художник, врач;
• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы - это:
- человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Литература
1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.
2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.
4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.
6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».
7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.
8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.
- Введение
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему в.Ф.Шаталова, е.Н.Ильина, на. Зайцева, а.А. Окунева5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов)
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в.Д.Шадриков)
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, гс. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий