logo search
kursovaya_peresokhranenie

Конторльный анализ сформированности мысл. Деят. Мл. Шк. На уроках математики

Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников – процесс длительный и планомерный. Невозможно сформировать эти приемы одномоментно, или говорить о том, что сегодня работа такого рода проводится на уроке, а завтра – нет. Эта работа кропотливая и проводится она на каждом уроке, при этом каждый школьный предмет обладает массой возможностей для формирования мыслительной деятельности. Но, на наш взгляд, именно изучение математики, которая по выражению М.В. Ломоносова «ум в порядок приводит», представляет наиболее широкие возможности для формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников.

В данной части исследования, обобщив теоретический материал, проведя исследование по выявлению уровня формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников, а также разработав конспекты уроков и реализовав их на практике, мы предлагаем рекомендации для педагогов по формированию приемов мыслительной деятельности у младших школьников.

1. Приемы мыслительной деятельности у младших школьников не формируются сами по себе, их необходимо пробуждать, способствовать их развитию, тем более, что курс математики способствует умственному развитию учащихся, а именно формированию навыков наблюдения и анализа, закладывает основы аналитического мышления.

2. Педагогам необходимо учитывать, что решение задач современного школьного образования связано с изменением типа мышления, которое проектируется целями, содержанием и методами обучения, поэтому система обучения младших школьников математике должна быть ориентирована на формирование приемов мыслительной деятельности, что обеспечит формирование современного научно-теоретического мышления, и в первую очередь математического мышления как предельно абстрактного теоретического мышления, объекты которого лишены всякой вещественности и могут интерпретироваться самым произвольным образом, лишь бы при этом сохранялись заданные между ними отношения.

3. Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников должно проводиться повседневно – на каждом уроке, а не эпизодически. Попытки сосредоточить это формирование на коротком отрезке времени, вынести его в особую тему учебной программы не принесут нужных результатов. Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников будет значительно эффективнее, если учитель поставит перед собой задачу не развития мышления вообще, а конкретные частные задачи формирования вполне определенных его форм, мыслительных операций и приемов.

4. Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников наиболее эффективно осуществляется в процессе практического формирования, который обоснован в работах психологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), они утверждают, что усвоение умственных операций, входящих в прием, формируется в процессе овладения конкретным содержанием [22, 104]. Поэтому педагогам рекомендуем в процессе работы по формированию приемов мыслительной деятельности у младших школьников обращать внимание на содержание знания, а не на способы приобретения этого знания. Рекомендуем также учитывать, что овладение конкретными знаниями требует специального обучения приемам и способам их получения – внимание учеников обращается не только на содержание, но и на способы его получения (на приемы мыслительной деятельности), а это означает, что усвоение новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся.

5. В процессе формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики рекомендуем педагогам проводить оценку уровня формирования этих приемов, что можно осуществлять в двух направлениях: со стороны наличия тех предметных знаний, которые логически предшествуют новым, предусмотренным целью обучения; также необходимо установить, насколько хорошо сформированы мыслительные действия, без которых программа по математике не может быть реализована.

6. Рекомендуем педагогам учитывать, что в успех в формировании приемов мыслительной деятельности у младших школьников зависит от организации учебной деятельности на уроке. При организации работы по формированию приемов мыслительной деятельности у младших школьников рекомендуем педагогам выстраивать всю систему работы при изучении математики таким образом, чтобы наряду с развитием вычислительных навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Для этого детям с первых уроков необходимо предлагать задания, которые требуют от них творческого участия (например, «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), эти упражнения развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

7. Рекомендуем педагогам обратить внимание на мнение, высказанное А.А.Столяр, который предлагает рассматривать обучение математике как обучение определенному роду мыслительной деятельности, познавательной деятельности в области математики, в состав которой входят:

1) набор общих логических приемов мышления;

2) набор специфических для определенной области знаний приемов мышления (математических);

3) система знаний [22, 16].

Среди логических приемов, которые наиболее часто встречаются в ходе математической деятельности, автор выделяет индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизацию. В действующих учебниках математики имеются задания, при выполнении которых дети должны применить определенные мыслительные приемы, например, выполнить сравнение, классификацию предметов, но содержание самих приемов не отрабатывается. Поэтому педагогам необходимо учитывать эти обстоятельства и планировать урок так, чтобы приемы мыслительной деятельности отрабатывались на каждом уроке с учетом возможностей учебников и заданий.

8. Рекомендуем педагогам практически на каждом уроке математики использовать задания для формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в зависимости от содержания и темы урока, это обеспечит целенаправленное и планомерное формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики не эпизодически, а в системе.

Таким образом, при учете психологических особенностей мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста и возможностей математики, педагогом может выстраиваться методическая система, направленная на формирование приемов мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста при изучении математики.