8. Абилитационные педагогические системы
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..
В абилитационных педагогических системах оказание помощи Ребенку начинается сразу после выявления у него стойкого слухового дефекта. После уточнения диагноза и определения исходного Уровня развития обозначаются конкретные задачи работы с ребенком и ее направления. Многолетние научные исследования и практические наблюдения Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко подтверждают, что ранняя и адекватная помощь детям с нарушениями слуха содействует компенсации возможных отклонений впсихофизическом развитии, смягчая и предупреждая их появле ние. Благодаря этой своевременной работе дети даже со значц тельным снижением слуха уже к 3 годам пользуются речью, хо^ и не в одинаковой степени.
Цель абилитационных педагогических систем — обеспечит] реализацию комплекса медико-психолого-педагогических мер0. приятии и создать условия для приближения психического и физического развития малышей с нарушенным слухом к норме.
В рамках абилитационных педагогических систем ранней помощи сложились два основных направления:
первое включает оказание педагогической помощи, содействующей общему развитию ребенка (социальному, физическому, умственному), и специальной помощи, обеспечивающей развитие слухового восприятия, формирование речи и речевого общения;
второе предусматривает всестороннее содействие налаживанию взаимоотношений ребенка с основным ухаживающим 33 ним лицом
Положения абилитационной системы:
1. активное взаимодействие со взрослым человеком. Накопление впечатлений, возникающих в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности, становится базой для развития речи ребенка и для его общего развития.
2. сотрудничество сурдопедагогов с семьей и обучение родителей или лиц, их заменяющих. Для этого независимо от того, где малыш получает комплексную раннюю помощь, следует учить его родителей методике проведения обще-развивающих мероприятий и оказания специальной педагогической помощи.
3. постоянное и многоплановое развитие слухового восприятия в организованной и в свободной деятельности проводится с использованием различных акустических сигналов, а также с привлечением в той или иной степени восприятия обращенной речи.
4. формирование и развитие коммуникативного поведения и устной речи неслышащих детей раннего возраста.
Специальная помощь, которая оказывается детям с нарушенным слухом в развитии их речевого поведения, включает выработку целостной системы определенных действий, построенных на базе целенаправленных и произвольных движений. Многие сурдопедагоги (Н. И. Белова, Л. М. Кобрина, Э. И. Леонгард, Е. П. Мик-Щина, Л.П.Носкова и др.) считают, что для ребенка с нарушенным слухом первого года жизни очень важны развитие предпосылок дословной коммуникации и подготовка к словесному общению со взрослыми. Этому содействуют предметное взаимодействие Ребенка с родителями, расширение сенсорной базы речи за счет Раннего слухопротезирования, а также использование адекватных форм, способов и средств общения. Вместе с тем в процессе взаимодействия взрослого и малыша необходимо формировать у него потребность в речевом общении, умело создавать среду, способствующую развитию речевой активности и мотивированному применению речевых средств.
В каждой из абилитационных педагогических систем наряду с обозначенными выше едиными научно-практическими подходами к оказанию ранней специальной помощи имеются свои особенности. Они отражаются в процедурах обследования малышей со слуховым дефектом, в определении компенсаторных механизмов овладения словесной речью, в специфике отбора методов и приемов первоначального обучения устной речи и речевому общению.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.