Принципы управления деятельностью воспитанников.
В организации деятельности воспитанников педагог игра ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогически управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов бот, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельное школьников является развитие ученического самоуправления. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека.
В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Однако активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление.
Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.
Практическая реализация принципа уважения к личности сочетании с разумной требовательностью тесно связана с пришлом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны личности.
Успешная реализация указанных принципов возможна ли при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что, если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, не будут сбалансированы сгармонированы, будут действовать в различных направления, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению.
Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельны педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает из объекта в субъект воспитания.
На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем шире и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив.
В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при реализации их деятельности.
Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенной воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разные возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, методы, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Реализация этого принципа справедливо связывается пред всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащий обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно. Они надежно оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков.
Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыка обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументирование выступления и т. п. Прочным достоянием памяти становятся! знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребности, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.
- Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
- Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагога и их характеристика.
- Особенности развития и воспитания дошкольного возраста.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Развитие, формирование и воспитание личности.
- Возрастные особенности развития младшего школьника.
- Сущность и аспекты образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Сущность и структура педагогического процесса.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Принципы управления деятельностью воспитанников.
- Общая характеристика системы образования.
- Обучение как способ организации педагогического процесса.
- Основные функции обучения и их характеристика.
- Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.
- История организации системы обучения. Особенности классно-урочной системы.
- Теоретические формы организации образовательного процесса.
- Практические формы организации образовательного процесса.
- Формы и виды контроля.
- Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.
- Процесс воспитания и его особенности.
- Нравственное воспитание.
- Семейное воспитание, его принципы и содержание.
- Семейная педагогика. Взаимоотношения образовательных учреждений и семьи в воспитательном процессе.