logo search
Cистема оценки результатов воспитания для управления школой

1.4 Управление воспитательной деятельностью в школе

Функционирование педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества. Цели же определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов [9, с.23].

Известный исследователь проблем школы В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития.

В работах B.C. Лазарева управление рассматривается как особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает процесс совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы [37, с.21].

Проблемы построения системы управления учебными коллективами, в целом, рассмотрены в работах В.И.Загвязинского, В.А.Караковского, Ю.А.Конаржевского, В.С.Лазарева, М.Л.Левицкого, А.А.Орлова, М.М.Поташника, Н.С.Сунцова, Р.Х. Шакурова и других. Большое внимание уделено управлению воспитательным процессом в рамках теории воспитательных систем, которые подробно описаны в работах В.А.Караковского, Л. И.Новиковой, А.М.Сидоркина, Е.Н.Степанова [30, с.43].

Основной целью современной школы является формирование основ нравственной культуры, которая включает разнообразные сферы жизни личности. Школьники являются активной частью воспитательно-образовательной системы. Они участвуют непосредственно в ее деятельности.

Воспитательная деятельность в рамках воспитательного процессав школе является частью образовательного процесса, в котором системообразующим является процесс формирования личности и который объединяет как обучение и воспитание в школе [62, с.89].

Под действием многочисленных и разнообразных факторов воспитательной системы происходит развитие личности ребенка. Такие факторы могут быть объективными и субъективными внешними или внутренними их природа и характеристики различны, они могут подчиняться определенным целям или возникать как сопутствующие. При этом и сама личность человека не пассивна, она производит ответные действия на влияния этих факторов. Личность в данном случае, является субъектом своего развития и формирования

Под процессом воспитания мы понимаемспециально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которого является деятельность, направленная на формирование и развитие личности воспитуемых, овладение ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. [17, с.39].Воспитание - это не одностороннее действие на личность. В отечественной теории принятличностно - деятельностный подход к воспитанию. Если педагогическую систему рассматривать, как самостоятельную, развивающуюся и управляемую целостность, состоящую из ряда компонентов, то управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов.

Одним из основополагающих её компонентов является воспитательная деятельность как вид педагогической деятельности, осуществляемый педагогом в системе педагогических отношений и направленный на:совершенствование людей и отношений между ними; создание благоприятных условий для развития личности; создание микроклимата общностей, в которые входит воспитанник[61, с.56].

В управлении качеством воспитательной деятельности применяется системный подход, который предполагает рассматривать проблему не обособленно, а учитывая связи с окружающей средой, учитывать суть каждой связи и каждого отдельного элемента

Под управлением воспитательной деятельностью мы понимаем процесс воздействия на и условия воспитательной деятельности, обеспечивающие её эффективность.[51, с.78].

Управление воспитательной деятельностью представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля участников образовательного процесса.Планирование предполагает определение цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей.Организация как функция управления формирует структуру организации как системы и обеспечивает её всем необходимым, то есть на этом этапе создаются условия для достижения целей процесса воспитания.Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения поставленных целей образовательного процесса. Контроль предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы педагогического коллектива. При помощи контроля производится оценка степени достижения педагогическим коллективом своих целей и необходимая корректировка намеченных действий.[17, с.39].

Критерии оценки результатов воспитательной деятельности - это признаки, на основании которых оценивается результативность воспитательной работы, соответствие целей планируемым результатам, государственным требованиям, запросам и ожиданиям общественности.

Управляем воспитательной деятельностью через воспитательный процесс, в который включены учащиеся и коллективы классов, управляем воспитательной деятельностью, в которой действует система оценки результатов воспитания, что даёт возможность оценивать:

- уровень воспитанности обучающихся;

- степень сформированности нравственных ориентиров;

- уровень социализации обучающихся.

Можно выделить следующие этапы в практике управления результатами воспитательной деятельности:

1. Принятие управленческих решений: на какие результаты воспитания будем работать и что оценивать?

2. Диагностика результатов воспитания с использованием апробированных методик;

3. Оценка и анализ полученных результатов;

4. Выявление проблем и проектирование изменений в воспитательном процессе, направленных на достижение нового качества результатов воспитания;

5. Разработка и корректировка планов воспитательной работы с планируемыми результатами воспитания;

6. Процесс применения воспитательной технологии и инструментов влияния или воздействия на результаты воспитания обучающихся.

Системный подход в управлении качеством воспитательной работы в ОУ № реализуется через систему оценки результатов воспитательной деятельности.

Система оценки результатов воспитания в школе - целенаправленная, специально организованная диагностика и непрерывное слежение за изменением основных результатов воспитательной деятельности для принятия управленческих решений по коррекции воспитательной процесса.

Система оценки результатов воспитания для управления воспитательной деятельностью школы представлена на схеме1:

Схема 1 Система оценки результатов воспитания для управления школой

Одним из основных объектов управления в школе является воспитание как процесс, направленный на определённые результаты. В определении результатов мы остановились на ценностных ориентациях и социализации учащихся. Измерять данные результаты воспитания возможно с помощью апробированных диагностических методик СПС и социометрии. Результаты оценочных процедур анализируются с целью выявления проблем в процессе воспитательной деятельности и корректировки процесса воспитания посредством технологий воспитания как технологий воздействия на результаты воспитания обучающихся.

Механизм системы оценки результатов воспитания строится на основе взаимодействия следующих элементов:

диагностика результатов воспитания;

оценка и анализ результатов, выявление проблем;

проектирование изменений, коррекция условий и процесса;

применение технологий влияния и инструментов воздействия;

проведение сравнительного анализа с предыдущими результатами.

Материалы, полученные вследствие, отлаженной работы системы оценки результатов воспитания являются представители администрации, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя предметники, социальный педагог и психолог.

Процедура подготовки управленческого решения: располагая результатами оценки качества воспитательной деятельности, администрация гимназии имеет возможность провести сравнительный анализ результатов воспитания в каждом классе, по каждой параллели в гимназии, сравнив данные результаты с результатами прошлого учебного года и принять соответствующие управленческие решения.

Такой сравнительный анализ позволяет выявить тенденции в процессе воспитательной деятельности, выявить факторы влияния на результативность и эффективность воспитательного процесса и принять своевременные управленческие решения для повышения качества воспитательного процесса ОУ. Необходимо отметить, что систематическая оценка результатов воспитания представляет интерес не только для администрации образовательного учреждения, педагогов и служб сопровождения, но и для актива парламента гимназии, как органа самоуправления школьников. Совместная аналитическая деятельность позволяет создать базу данных как систему информационного обслуживания управления.

Система оценки позволяет систематически наблюдать за происходящими изменениями в воспитательном процессе и своевременно вносить корректирующие поправки в планы воспитательной работы, тем самым активно управлять воспитательной деятельностью образовательного учреждения

Полученные результаты системы оценки результативности воспитания свидетельствуют о том, что управленческие решения по повышению эффективности воспитательной деятельности были верными.

Выводы к 1 главе

В современных исследовательских практиках явно прослеживается тенденция усиления внимания к проблемам диагностики личностного развития, проблемам оценки достижений и личностной компетентности обучающихся в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Для достижения цели исследования, заключающейся в создании системы оценки результатов воспитания для управления воспитательной деятельностью школы, определено содержание понятия результаты воспитания в школе. Как результат воспитания рассматриваем воспитанность и выясняем уровень нравственной активности как защиты морали и уровень социальной активности, лидерские способности и сплочённость учебного коллектива, уровень социализации школьника.