Введение
Актуальность. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. В условиях продолжающихся социально-экономических преобразований уменьшение адаптационного запаса и способность успешного осуществления деятельности и слаженного развития, наблюдается и у взрослых, и у детей.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. По результатам исследований в настоящее время нарушения адаптации встречаются у 20-40% учеников начальных классов. Преждевременное начало обучения, усиленные учебные программы, возросший объем информации, желание выработать интеллектуальные способности детей, их созидательную активность в общеобразовательной практике не всегда согласуются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Говоря об адаптации как процессе, следует помнить о двух его сторонах.
С одной стороны, человек - это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе - значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным, старательным, неконфликтным.
С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка - это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются к друг другу.
Обнаружение особенностей формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации на различных этапах онтогенеза заслуживает пристального внимания. При этом особое внимания имеет младший школьный возраст. Именно в 7-10 лет нарушения адаптации могут иметь негативные последствия для личностного развития.
Наиболее общепризнанным в настоящее время является положение, согласно которому деятельность общеобразовательных учреждений должна заключаться не только в передаче знаний, но и в воспитании свойств и способностей обучающихся. Содействие формированию адаптационных способностей детей возможно только при существовании надлежащих теоретических знаний.
Недостаток единого суждения об особенностях адаптационных способностей младших школьников и высокая практическая значимость определила актуальность темы данной курсовой работы.
Степень научной разработанности. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области социологии, психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания и др.(Безруких М.М., Агафонова И.Н., Ковалева Л.Н., Каган В.Е., Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., Алмазов Б.Н., Александровский Ю.А.) Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996.
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 2004
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа
№ 1, 2006.
Результаты, полученные в данной работе, могут помочь психологам, социальным педагогам, работающим в образовательном учреждении, при сопровождении процесса обучения и адаптации детей младшего школьного возраста, а также их родителям в улучшении процесса приспособления ребенка к социальной среде в образовательном учреждении.
Объект исследования: учащиеся начальной школы №1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области.
Предмет исследования: процесс адаптации учащихся в начальной школе. (школа№1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области).
Цель исследования: изучение факторов, влияющих на адаптацию учащихся в начальной школе.
Задачи:
1. Апробация теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации в эмпирической исследовании
2. Определение уровня адаптации учащихся и зависимости процесса адаптации учащихся от выбранных факторов.
3. Выявление основного фактора, влияющего на уровень адаптации.
Выдвижение гипотез
Ш Социальный фактор не влияет на уровень адаптации ребенка в школе;
Ш Психологический фактор является основным фактором, влияющим на уровень адаптации;
Ш Двигательная активность ребенка, его общее самочувствие влияет на уровень адаптации в школе (физиологический фактор)
Ш Дети из неполных семей имеют уровень адаптации в школе ниже, чем дети из полных семей;
Ш Чем младше ребенок, тем ниже его уровень процесса адаптации, т.е. в 1 классе процесс адаптации имеет наиболее проблемный характер, чем в 4.
- Введение
- Раздел 1. Социальная адаптация
- 1.1 Понятие адаптации и дезадаптации
- 1. 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
- 1.3 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
- 1.4 Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
- Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
- 2.1 Исследование особенностей адаптации младших школьников
- 2.2 Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
- Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
- 3.1 Интерпретация основных понятий
- 3.3 Методическая часть программы
- Раздел 4. Анализ данных
- 4.1 Проверка гипотез
- Заключение