ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы:
Изучение представлений детей разного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) об окружающем мире является одной из составляющих психологических и педагогических исследований, направленных на понимание особенностей психического развития этих категорий детей в различных условиях обучения (Власова Т. А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А., 1984; ВенгерЛ.А., 1986; Ульенкова У.В., 1990; Венгер Л.А., Венгер А.Л., 1994; Марковская И.Ф., 2003; Шевченко С.Г., 2003; Бабкина Н.В., 2002, 2005 и др.).
В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мир.
К концу дошкольного возраста большинство детей с ЗПР оказываются способны выделять существенные признаки явлений, однако нормально развивающиеся дошкольники стремятся ориентироваться на комплекс существенных признаков. Специфичные и объяснимые характером, нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире.
В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. Детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь. Поэтому работа по ознакомлению с окружающим миром является важной частью коррекционной работы с детьми изучаемой категории.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представления о них в различных видах продуктивной деятельности -лепке, рисовании, аппликации.
Во второй главе нами были подобраны диагностические методики, направленные на изучение уровня о временах года, уровня обобщений. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне обобщений, о неточности и бедности представлений об окружающем мире.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
2. Вахрушев А.В. и др. Здравствуй, мир!: Методические рекомендации.- М., 2001.
3. Вахрушев А.В., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир!: Окружающий мир для дошкольников (ч. 1,2). - М., 1999.
4. Гончарова Е.Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии. //Дефектология, 2001, 3. - с. 81-96
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко.- М. 2001.
6. Дробинская А.О. Церебрастенический синдром. //Дефектология, 1995, №6,-С. 72-74
7. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР //Дефектология, 1989, №1
8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Издательство Московского университета, 1985.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.
10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - ,М.: Педагогика, 1991.
11. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992.
12. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. /Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1992.
13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.
14. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / / Дефектология, 1992, № 3.
15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.
16. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 2: Тематическое планирование занятий /Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2005.
17. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР. // Дефектология, 1980, № 3.
18. Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология, 1977, №2. - С.3-12
19. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1974. - №3
20. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.
21. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: Академия, 1997.
22. Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы "Лента времени" //Дефектология, № 2, 2007. - С. 58 - 66
23. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР. - М.: Школьная пресса, 2005.
24. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи.- М.: ГНОМ и Д, 2000.
Приложение
Протокол исследования