Введение
Начало школьного обучения - это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка, достигая определённого возраста, он идет в школу. Находясь на пороге школы, будущий первоклассник должен быть зрелым физически, умственно, эмоционально и социально. Ведь переход от дошкольного детства к школьному связан с изменением всего его образа жизни. В последнее время большое внимание уделяется изучению процессов приспособления детей к требованиям школы. В этой связи широко распространился термин «школьная адаптация». В отечественной педагогической и психологической литературе о значимости и важности этого периода сказано немало (И.Б. Дубровина, 1975, 2000; Н.И. Гуткина, 1996, 2000; Р.В. Овчарова, 2000, 2003 и др.). С первых дней обучения перед первоклассником ставится целый ряд задач, которые непосредственно не связаны с ранее полученным опытом, требующие от него максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно в эти первые месяцы обучения у ребёнка, переживающего кризис 7 лет, начинает формироваться новая система социальных отношений и взаимоотношений с миром, самим собой, со сверстниками и взрослыми, а также закладываются учебные установки, которые в дальнейшем и определят успешность его обучения. Насколько обучение будет успешным, во многом зависит от правильного психологического сопровождения детей педагогом, родителями, психологом.
Проблема адаптации первоклассника имеет две стороны: адекватное приспособление к школе (адаптация) и неадекватное (дезадаптация).
Приспособление к школе происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. В самом общем виде под психологической адаптацией подразумевают перестройку мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к организованному, систематическому обучению в коллективе сверстников. Однако, по мнению разных авторов, в среднем от 15% до 40% первоклассников сталкиваются с проблемами и трудностями в адаптации, которые вызваны различными причинами. Совокупность этих проблем у учащихся получила общее название «школьная дезадаптация». Дезадаптация, в свою очередь, рассматривается как совокупность признаков, которые указывают на несоответствие социопсихологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации обучения в школе, усвоение которой по ряду причин становится затруднительным, а, в крайнем случае - практически невозможным (3.М. Александровская, 1988; И.А. Коробейников, 1990). С этим понятием связывают образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе: затруднения в учебе, нарушение поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания, повышение уровня тревожности, искажения в личностном развитии. А поскольку количество детей, имеющие те или иные нарушения в развитии, растет, то проблема адаптации к новым требованиям и профилактика их дезадаптации приобретает особую актуальность.
В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития ребёнка. В конце 60-х годов прошлого века Божович Л.М. выделяла следующие основные факторы риска, способных при определённых условиях стать причиной нарушения адаптации: школьные и семейные. К школьным факторам она относила:
- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в разнородном классе;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве, «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами.
Семейные факторы:
- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим, возникающая психотравмирующая ситуация в семье. [1,55]
В настоящее время существенно изменилась социальная ситуация развития ребенка. Прежде всего, это связано с процессами, которые произошли в обществе. Его устои расшатаны, изменились ценностные ориентиры, усугубились негативные процессы в семьях, ухудшилась экологическая обстановка окружающей среды. Всё это породило социальную дезадаптацию детей, что выразилось в росте беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличения числа агрессивных детей с девиантным поведением. К уже названным причинам школьной дезадаптации также следует добавить психические (широкий спектр нервно-психических расстройств) и соматические (уровень общей заболеваемости) факторы.
В период начального обучения проявления дезадаптации имеют более мягкие формы, но их последствия для развития и формирование личности наиболее губительны. Ведь именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств.
В зависимости от длительности, степени и качества дезадаптации, отрицательные установки в поведении и учении могут носить поверхностный характер, которые легко устраняются, или глубинный характер, требующий длительного и настойчивого перевоспитания.
Целью настоящей работы явилось анализ теоретических подходов к проблеме школьной адаптации и причин проявления дезадаптации, возникающие у школьников на первом году обучения, а так же пути преодоления трудностей адаптации.
Объектом исследования является школьная адаптация первоклассников, как психолого-педагогическое явление.
Предметом исследования является факторы и условия, влияющие на проявление дезадаптации учащихся первого класса, и коррекционно-развивающая работа с первоклассниками.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом факторов, таких как: уровень интеллектуального развития; состояние эмоционально-волевой сферы; а также микро социальные условия (атмосфера школьного обучения, особенности семейного воспитания и психологический климат семьи)
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации,
Дать характеристику младшего школьного возраста
Установить причины школьной дезадаптации.
Формы проявления и предупреждение школьной дезадаптации.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И.Божович и Д.Б.Эльконина.
Методы исследования:
Теоретический анализ отечественной психологической и педагогической литературы по проблеме адаптации и преодолению дезадаптации первоклассников. Обобщение результатов анализа по проблеме исследования.
Список литература содержит 32 источника.
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению
- 1.2 Компоненты психологической готовности
- 1.3 Диагностика психологической готовности
- Глава II. Анализ проблем школьной адаптации в отечественных исследованиях
- 2.1 Определение школьной адаптации
- 2.2 Физиологическая адаптация
- 2.3 Психологическая адаптация