Введение
Актуальность работы:
В настоящее время совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. В нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики[18]. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2 ).
Согласно закону, «инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [17].
10 причин для инклюзивного образования: интегративное образование относится к базовым правам человека, представляет собой качественное обучение и является важным социальным механизмом воспитания человека; права человека: все дети имеют право учиться вместе; дети не могут быть недооценены или изолированы на основании их инвалидности или особых образовательных потребностей; взрослые инвалиды, воспитавшиеся в специальных образовательных учреждениях, требуют положить конец сегрегации; не существует законных причин для разделения детей в системе их образования; никто не имеет права защищать одних детей исключением других, качество образования: исследования показывают, что дети добиваются лучших результатов -и академических, и социальных - в инклюзивных условиях; не существует таких коррекционных и реабилитационных практик из специального образования, которые не могли бы быть применены в массовой школе; при условии заинтересованности и квалификационной поддержки инклюзивное образование представляет собой наиболее эффективное использование образовательных ресурсов, социальное значение: сегрегация питает страх, невежество и рост предубеждений; все дети нуждаются в том образовании, которое способствует развитию социальных отношений и подготавливает их к жизни в обычной среде; только включение имеет потенциал для снижения страха, построения дружбы, формирования уважения и понимания многообразия.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4].
Основные преимущества инклюзии: 1.Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов. 2.Адаптация в детском коллективе навязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов. 3.Коррекционна и индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей. 4. У детей с ОВЗ появляются возможности для обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков. 5.Педагоги общего и специального образования делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков занятий. 6.Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования[10].
Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие [3]. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.
Обучение вместе со здоровыми сверстниками детей с легкой степенью умственной отсталости не только повышает их умственные способности, но и помогает их социализации, которая невозможна при общении только со взрослыми. Такие дети школьного возраста формируют отношение к миру через предметно-игровую и сюжетно-ролевую деятельность, пусть при помощи взрослых, но с ориентацией на сверстников[2]. Именно усвоение норм поведения имеет большое значение для развития умственно отсталых детей. Занимаясь по индивидуальной программе обучения, имея собственное расписание занятий, получая образование в малых группах и на индивидуальных уроках, они постепенно учатся работать со сверстниками, что в будущем повышает их возможности адаптации во взрослом коллективе. Учитывая то, что новые педагогические технологии в работе с детьми с нарушениями интеллекта направлены на личностно-ориентированное общение, крайне важно педагогу, работающему с данной категорией детей профессионально и грамотно подойти к воспитанию такого ребенка, создать адекватную образовательную программу индивидуального сопровождения каждого конкретного включенного ребенка.
В работе были поставлены следующие цели: теоретически осмыслить аспекты интегрированного обучения как комплексного общеобразовательного процесса; проанализировать практические стороны деятельности педагогических кадров в стране в целом и в регионе в частности в условиях инклюзивного обучения; 3) создать адаптированную образовательную программу по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости.
В связи с поставленными целями в работе решаются следующие задачи: 1) систематизация и углубление теоретических знаний в области интегрированного обучения; 2) изучение практического опыта педагогических кадров в этой области общеобразовательного процесса как в стране, так и в регионе; 3) описание адаптированной образовательной программы по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости, созданной на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №2» города Саки.
Методы:1) методы теоретического исследования (абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение); 2) исторический метод для выделения разных подходов к решению проблемы; 3) метод сравнительного анализа и обобщения данных; 4) беседы; 5) анализ продуктивной деятельности; 6) тесты;7) опросы;8) анкетирование педагогов.
Практическая значимость проделанной работы:
Теоретическое осмысление концепции инклюзивной реорганизации школьной системы дало возможность более полно осуществить коррекционную работу в рамках общеобразовательной школы, что имеет огромное практическое значение. Очень важно предоставить комплексную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, произвести коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, осуществить его социальную адаптацию и интеграцию в общество. При этом учитывается «личная ситуация» конкретного ребёнка, то есть создание индивидуальной программы сопровождения носит личностно-ориентированный характер, что немаловажно.
Таким образом решается проблема выхода детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; происходит реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями; осуществляется получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; реализация себя в обществе; повышается их качество жизни; улучшается социально-экономическое положение семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности становления интегрированного образования в России
- Введение
- 1.1 Сложности реализации интегративного обучения в нашей стране
- 1.2 Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе при помощи инклюзивных Ресурсных центров
- 1.3. Оценка профессиональной компетентности педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС
- 1.4 ПМПК - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ
- 1.5 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- 1.6 Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью
- Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
- 2.1 Опыт психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в Крыму
- 2.2 Педагогические навыки сопровождения детей с умственной отсталостью, приобретенные на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 2» Республики Крым
- Заключение