logo search
Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

2.2 Цель, задачи, методы и методики исследования

Цель: Провести экспериментальное исследование по изучению адаптации учащихся начальной школы при переходе в среднее звено.

Задачи:

1. Подобрать методы исследования по изучению адаптации учащихся начальной школы при переходе в среднее звено.

2. Провести диагностическое исследование. по изучению адаптации учащихся начальной школы при переходе в среднее звено.

3. Провести качественный и количественный анализ результатов.

4. Разработать рекомендации для участников образовательного процесса по оказанию помощи учащимся при переходе в среднее звено.

Исследование проходило в марте 2009 года. В исследовании приняли участие 28 учеников 5 класса МОУ «Общеобразовательная гимназия № 3» г. Архангельска, из них 14 девочек и 14 мальчиков. Средний возраст испытуемых 11-12 лет.

В качестве диагностических методик были использованы следующие:

1. Социометрия.

Социометрия- метод психологических исследований, позволяющий изучить состояние эмоционально-психологических отношений в группе и положение в них каждого члена. позволяет установить популярность - непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе. В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий - антипатий, доверия или недоверия. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.

2. Тест школьной тревожности Филипса.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности -- эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

3. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

4. Метод наблюдения

Метод наблюдения - целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фактов. При непосредственном наблюдении - контакт с объектом. При опосредованном - нет контакта с объектом.

Вид: Опосредованное наблюдение за журналом успеваемости.

Цель: Изучить успеваемость учащихся данного класса по основным предметам: математики, русскому языку, литературе.

школьник адаптация личность