2.3 Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
учебная образование школьник
Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков.
Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы общего образования показал, что школьные программы и программно-методические материалы ориентируют педагога на отработку у учащихся порядка 150 учебных умений в начальной школе и на 550-в среднем и старшем школьном звене, что является безусловным показателем того, почему школьные педагоги не столь успешно работают над формированием учебной деятельности в учебных умениях у обучающихся системы общего образования.
Третья проблема. Не смотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы формирования учебной деятельности, ее практическое решение в современной общеобразовательной и высшей школе нельзя считать удовлетворительным. Человек не рождается с умениями и навыками учебной деятельности. Приобретаются они либо в условиях специально организованного педагогом обучения, либо в отсутствие такового. Последнее происходит крайне медленно: одно - два учебных умения в полгода.
Как показало наше исследование в системе общего и профессионального образования, характер динамики убывания показателя несформированности умений учебной деятельности имеет «квазигиперболическое» выражение.
Четвертая проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во времени у 30% учащихся. Данные процессы разворачиваются на фоне существенного (более 1,5 раза) увеличения суточного времени в его оценках у значительной (свыше 90%) части школьников. 95% учащихся основной школы ориентируются в суточном времени по биотическим и астрономическим часам. Их жизнь и деятельность организуются по протеканию биологических процессов, функционированию человеческого организма, суточных и сезонных явлений природы.
Пятая проблема. Обобщенные данные исследований, представленные в специальной литературе, и результаты нашего исследования свидетельствуют о «квазигиперболическом» характере распределения процентного отношения обучаемых с несформированной учебной деятельностью по этапам обучения к общему числу участвующих в эксперименте:
- у 90% на начало обучения в первом классе;
- у 75% на момент перехода в среднее школьное звено;
- у 50% на момент окончания основной школы;
- у 30% третьекурсников вузов;
- у 10% слушателей курсов повышения квалификации из числа учителей, работающих в начальной школе.
Призванные работать над формированием учебных умений у младших школьников, они сами не владеют им в должной мере (Н.Г. Калашникова)
Подводя итог сказанному выше, отметим, что от того, как сработает общеобразовательная школа в отношении формирования учебной деятельности учащихся, будет всецело зависеть успешность их дальнейшего обучения как студентов.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
- 1.1 Учебная деятельность (понятие, строение)
- 1.2 Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
- 1.3 Стратегии формирования учебной деятельности школьников
- Глава II. Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
- 2.1 Проблемы дидактического и методического характера
- 2.2 Проблемы организационного характера
- 2.3 Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
- Заключение
- «Формы организации учебной деятельности»
- Тема 2.5. Организация учебной деятельности Тема лекции: «Организация учебной деятельности»
- Фронтальная форма организации учебной деятельности
- Формы организации учебной деятельности
- 15. Формы организации учебной деятельности.
- Организация учебной деятельности.
- 2. Организация учебной деятельности.
- Формы организации учебной деятельности
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке