2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся
Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности.
Основные функции перевоспитания:
Ш восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека;
Ш компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах;
Ш стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения;
Ш специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.);
Ш изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды);
Ш содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности.[10, с.63]
Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами.
1 этап - (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:
- проанализировать школьную документацию:
а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);
б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;
- побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;
2 этап - изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (приложение 2), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.
3 этап - выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень - легкая, средняя степень, высокая степень).
С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, представленных выше.
4 этап - составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы:
а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;
б) что для этого необходимо сделать; в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.
Как правило, программа состоит из трех разделов:
1) психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. приложение 3);
2) социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся) (см. приложение 4);
3) психологическая коррекция.
Психологическая коррекция предполагает проведение психологической диагностики личности (акцентуация характера, карта развития психических процессов и т.д.): проведение с учащимся психологических тренингов с целью его овладения самосозидающими приемами; проведение бесед с целью разъяснения особенностей механизма поведения подростков с соответствующей акцентуацией характера; консультативная работа с учителями, у которых сложились с учеником конфликтные отношения.
На этом этапе осуществляется также обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально полезным видам деятельности.
5 этап - реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий:
Ш комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
Ш учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;
Ш профессиональная компетентность педагога;
Ш опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие;
Ш единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника;
Ш дифференцированный подход в процессе обучения;
Ш выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
Ш научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения.[10, с.36]
В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой
деятельности:
Ш познавательные игры;
Ш создание ситуаций эмоционального переживания;
Ш создание ситуаций занимательности;
Ш создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
Ш создание ситуаций успеха, в учебно-познавательной и игровой деятельности.
2. Организация жизни и деятельности детского коллектива:
Ш создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
Ш коллективные и творческие игры;
Ш коллективные соревнования.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
Ш уважение;
Ш педагогическое требование;
Ш убеждение:
Ш понимание;
Ш доверие;
Ш педагогическое предостережение;
Ш анализ поступка;
Ш решение конфликтной ситуации.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование
активности ребенка:
Ш пример, разъяснение;
Ш ожидание радости;
Ш снятие напряжение;
Ш обращение к самолюбию, самоуважению;
Ш требование;
Ш внушение.[20, с.44]
Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, выявление реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
В связи со структурой воспитательного процесса педагог должен в совершенстве владеть четырьмя группами методов:
- связаным с подготовкой педагога к решению воспитательных задач: диагностики, целевой ориентации, планирования и организации воспитательной работы;
- педагогического воздействия: убеждением, организацией жизнедеятельности учащихся, созданием воспитательных ситуаций, стимулирования процесса воспитания;
- координационно- корректирующими: выработка единых требований, контрольными, аналитическими и оценочными методами;
- совершенствования процесса воспитания и перевоспитания: методами повышения педагогического мастерства, совершенствования воспитательной работы.[13, с.92]
Для профилактики и преодоления педагогической запущенности учащихся педагог должен овладеть методикой воспитательной деятельности, хорошо знать особенности объекта педагогических воздействий, уметь устанавливать и поддерживать наиболее оптимальные контакты с этими учащимися, наиболее эффективно применять каждый из методов воспитания и перевоспитания. Только владея всеми этими особенностями можно добиться наиболее лучшего результата.[1, с.46]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11.c.7]
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
В отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
В отношение к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности.
В отношение к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
В отношение к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная -- для школы; другая--для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная--для своего круга общения и для себя.
Обострение всех жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Педагогическая запущенность это один из факторов, питающих правонарушения и преступность несовершеннолетних. Предупреждение и профилактика педагогической запущенности - одно из главных направлений борьбы с преступностью.
В организации системы профилактики правонарушений, воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися должны быть обязательно учтены их социально-групповые и индивидуально-психологические особенности.
Центром воспитательно-профилактической работы с учащимися является учебный класс, а ее организаторами - учитель и классный руководитель. Знание ими личности педагогически запущенного учащегося, умение ее диагностировать, выявлять уровни педагогической запущенности, программировать, осуществлять и контролировать процесс воспитательно-профилактической работы - важные условия повышения ее эффективности.
В ходе исследования темы «Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков» мы выявили для себя главное - воспитательная работа с такими учащимися должна быть индивидуальной. Все методы педагогического воздействия хороши лишь в том случае, если они используются вместе.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что на данном этапе развития человечества нравственное воспитание педагогически запущенных подростков просто необходимо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алемаснин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в СПТУ. - М.: Просвещение, 1986.
2. Борисов Г.Б. В мире подростка. - М.: Медицина, 1982.
3. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Мн.: Народная асвета,1983.
4. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. - М.: Профиздат., 1992.
5. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. - М.: Просвещение, 1967.
6. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. - М.: Народная асвета, 1985.
7. Гавриловец К.В. , Казимирская И.И. Нравственно - эстетическое воспитание школьников. - М.: Народная асвета, 1988.
8. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. - М.: Народная асвета, 1971.
9. Еремин В.А. Улица - подросток - воспитатель. - М.: Просвещение, 1992.
10. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. - Мн.: Народная асвета, 1980.
11. Кочетов А.И. , Вертинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986.
12. Личко А.Е. Эти трудные подростки. - М.: Просвещение, 1986.
13. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. - М.: Народная асвета, 1971.
14. Рувинский Л.И. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981.
15. Станчиц М.А. Уроки нравственности. - М.: Народная асвета, 1991.
16. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.: Просвещение, 1973.
17. Тарас А.Я. Индивидуальная работа с тяжелыми для воспитания подростками. -Мн.: Народная асвета, 1983.
18. Тонков Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. - Курск: Профиздат., 1974.
19. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Педагогика, 1978.
20. Ширвиндт Б.Е. Классный руководитель и пионерский отряд. - М.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Изучение педагогически запущенного школьника
1. Фамилия, имя, возраст, класс
_______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей, характер взаимоотношений в семье, уровень обеспеченности
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Интересы способности и склонности ученика, успеваемость по предметам
_______________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (определяется путем наблюдений, социометрических измерений и анкетирования)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Входит ли «трудный» ученик в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за ее пределами; характер влияния данного окружения на учащегося
_______________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
6. Характер использования свободного времени «трудным» учащимся, количество и степень совершенных правонарушений (при наличии)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Характер взаимоотношений с педагогами школы, классным руководителем_______________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТА ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Ученика(цы) (ФИ) класса
Домашний адрес , телефон
Сведения о семье и условиях семейного воспитания.
Мать (ФИО)
Профессия, должность
Место работы раб. тел.
Отец (ФИО)
Профессия, должность
Место работы раб. тел.
1. Сведения о братьях, сестрах и других членах семьи __________________________________________________________________
2. Сведения о ближайших друзьях ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Виды совместной с сыном (дочерью) деятельности в семье в сфере свободного времени_________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Каковы у ребенка домашние условия для учебы, занятий любимым делом ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Каковы увлечения вашего сына (дочери)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие ваш ребенок имеет постоянные трудовые поручения в семье?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каковы результаты семейного воспитания за последний учебный год?
- ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
- 1.1 Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков
- 1.2 Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков
- 1.3 Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков
- ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
- 2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания
- 2.2 Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания
- 2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся
- 2.1. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
- 2.2 Технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
- 3. Ресоциализация педагогически запущенных подростков в Подростковых клубАх и молодежных учреждений
- 6. Работа с семьями педагогически запущенных учащихся
- 1. Характеристика педагогически запущенных подростков
- 3. Организация работы с педагогически запущенными детьми
- 3. 3. Переориентация группового общения педагогически запущенных подростков
- Педагогически запущенные учащиеся и индивидуальный подход в воспитании.