logo
Cистема оценки результатов воспитания для управления школой

1.3 Технологии воспитания как технологии влияния в школе

Одним из средств повышения эффективности воспитательной деятельности является применение современных педагогических технологий. Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Исходя из этого, можно дать определение воспитательной технологии. Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Воспитательные технологии представлены широким многообразием форм: личностно-ориентированные; здоровьесберегающие; игровые; коллективных творческих дел; тьюторство - технологии педагогической поддержки; технология создания ситуации успеха; ситуативные; информационно-коммуникационные технологии. Помимо перечисленных существует еще множество авторских воспитательных технологий. Все эти технологии применяются для организации воспитательной работы в школе, в классе и нацелены на получение желаемого результата в процессе воспитательной деятельности - воспитанности, и могут являться технологиями воздействия или влияния на результаты воспитания.

Одной из таких воспитательных технологий является «Петербургская модель гражданского образования» (автор Н.И.Элиасберг), вся система которой, направлена на духовно - нравственное развитие личности школьника, его социализацию. Основным курсом для основной школы (5-9 классы) является модульный курс «Социальная практика», состоящий из 23 модулей гражданско - правовой, духовно - нравственной тематики. Технологическая цепочка модуля выглядит следующим образом: диагностика - погружение - обратная связь - диалог - дискуссия - встречи - практикум - игра - социальный проект.

Каждый модуль, состоящий из 10-11 уроков по одной из выбранных тем, по сути, является инструментом воспитания, так как погружает обучающихся в проблематику темы с использованием различных деятельностных форм воздействия.Курс “Социальная практика” способствует становлению личности школьника, помогает утвердить такое качество, как чувство собственного достоинства, проявлять уважение к жизни, свободе и достоинству других людей, сбыть законопослушной и ответственной личностью. Изучение данных вопросов направлено на получение обучающимися необходимых знаний об окружающей их жизни, и на формирование у них гражданского самосознания.

Основными характерными чертами курса являются:

Гуманистическая . направленность;

Соответствие . возрастным .особенностям, интересам и . потребностям учащихся;

практически-прикладная ориентированность.

Построение курса “Социальная практика” определяют этические проблемы:

нравcтвенное . отношение. человека к живому;

нравcтвенное отношение к жизни и здоровью человека;

нравcтвенные принципы отношений между людьми;

необходимость увaжения чаcтной жизни человека и его индивидуальности;

нрaвcтвенный долг человекa перед Родиной;

экономика и нравственность.

Основa для приобщения учащихся к этим проблемам -- углубленная (по сравнению с первым этапом) учебно-воспитательная деятельность учителя, в процессе которой раскрываются следующие жизненно-смысловые ценности, составляющие ядро гуманистической этики:

жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, его индивидуальность;

родные и близкие люди, их любовь и забота;

добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба;

Отечество -- страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, традициями;

малая родина -- город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, традициями и отличительными чертами характера его жителей; красота города -- источник духовного развития, предмет гордости;

окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, богатство общества; красота природы -- источник вдохновения;

мир между людьми, основанный на уважении прав человека;

труд, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны; ценность созданного трудом.

В курсе “Социальная практика” выделено шесть тем, в каждой из которых ведется работа по приобщению учащихся к гуманистическим ценностям, в одну тему объединены близкие по смыслу ценности. Причем в течение учебного года обращаются лишь к трем темам (10--11 часов на каждую), что создает условия для более полного раскрытия этических ценностей и связанных с ними морально-нравственных проблем. При таком количестве часов, выделенных на одну тему, открывается возможность сочетания разнообразных форм и методов преподавания, алгоритм последовательности которых создан с учетом психологии становления ценностных ориентации личности. Каждая из шести тем включает несколько модулей, характеризующихся локализацией содержания и наличием целостной “технологической цепочки”.Программа курса приглашает учителя к соавторству, предоставляя ему возможность выбора тем бесед, вариантов игр и практикумов. Это позволяет создать свой вариант планирования курса, наиболее соответствующий специфике класса, педагогическому почерку и профессионализму учителя.

Содержание курса “Социальная практика” интегративно. В каждом модуле имеются компоненты этических и правовых знаний, между которыми устанавливаются содержательные междисциплинарные связи. Напомним, что изучение и обсуждение этических проблем направлены на становление у школьников нравственных ценностных ориентиров гуманистической направленности, которые, в свою очередь, должны стать основой для осознания учащимися ценностей права. Поскольку каждый модуль включает описание тех или иных жизненных реалий и сфер человеческого бытия, в соответствии с ними в модули включаются сведения из области биологии, психологии, валеологии, охраны безопасности жизнедеятельности, по истории, философии, экономике, литературе и искусству. В качестве системообразующей выступает этическая проблема (или круг проблем), для раскрытия и осмысления которой привлекаются знания из разных дисциплин. Получаемые учащимися элементы знаний психологии, валеологии, философии стимулируют у них процессы самопознания, знания политологии, социологии, экономики (наряду с этическими и правовыми знаниями) способствуют социальной адаптации, а знания в области истории, литературы, искусства -- расширению культурного кругозора, духовному обогащению. Для конкретизации положения об интегративном характере курса “Социальная практика” приведем фрагмент его программы, который поможет представить (в рамках одного из модулей) как особенности содержания курса, так и технологическую цепочку организации деятельности учащихся (Приложение 3).

Каждый модуль, по сути, является инструментом воспитания, так как, погружает обучающихся в проблематику темы с использованием различных деятельностных форм воздействия, или влияния на результаты воспитания.

Практически ориентированный курс «Социальная практика» обращён на социальную сферу жизни общества и отдельного человека не только своим содержанием, но и предлагаемыми деятельностными формами и методами организации занятий. Ориентирован курс на приобретение учащимися опыта взаимодействия, сотрудничества, сопереживания, опыта эмоциональных реакций на негативные явления общественной жизни, опыт принятия решений и совершения поступков в различных жизненных ситуациях

Задача школы создавать условия для воспитания.Воспитание - это не только провозглашение или знание, ставшее убеждением, но и тренировка в реальной практической деятельности, при создании ситуации выбора,тренировка в совершении нравственных поступков.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам возможно через технологии курса «Социальная практика» воспитания с помощью обозначенных в данном разделе инструментов воздействия.

Достижение каждого результата личностного развития возможно через деятельностную интеграцию указанных компонентов в предложенной технологии воспитания, как технологии влияния или воздействия на результаты воспитания.