logo
советы родителям

Развитие речи дошкольников: как слышится, так и пишется?

      Сейчас, наверно, нет ни одного класса, где бы не встречался хотя бы один ребёнок с дефектом речи, не произносящий отдельные звуки, например Л, Р, Ш, Ж и т.д. Причин тому множество: это и неправильное произношение членов семьи, и недостаточная подвижность мускулатуры артикуляционного аппарата... А ведь развитие речи дошкольника невозможно без правильного произношения звуков ребёнком. И педагог детского центра, обнаружив дефекты в речи детей, должен сразу направить их к логопеду. Не следует это оттягивать. Ведь неправильное произношение будет затруднять ребенку и овладение грамотой.

 

      Впрочем, специалисты детских центров в области развития речи дошкольников работают не только над устранением дефектов речи детей. Разве всегда мы довольны тем, как дети читают стихи, выразительностью их речи в повседневном общении с нами и с товарищами? Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма педагоги детского центра с успехом используют скороговорки, потешкипословицычтение по ролям, драматизацию текстов, слушание сказокстихов в исполнении мастеров слова. Новыми направлениями в развитии речи дошкольников можно считать и занятия песочной терапией. Не менее известная психотерапевтическая методика по развитию речи дошкольников —сказкотерапия. И все же ничто не заменит богатой, выразительной речи самого педагога. Ведь она своего рода эталон для ребенка.

 

      А когда же стоит обучать малыша грамоте? По мнению исследователя Н. Варенцовой, пятилетние детки особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние — к чтению. Это важно учитывать и педагогам, и родителям, занимаясь развитием речи ребёнка.