Слово за слово: постепенное развитие речи дошкольников
К развитию речи дошкольника ведёт не только развитие потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые ребёнком. Поэтому к концу дошкольного возраста познавательная активность ребёнка со звуковой стороны слова всё более смещается на смысловую. То есть старшие дошкольники, например, испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходно звучащего.
Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что если в словаре трёхлетнего современного ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000-3500 слов). В числе характерных особенностей развития речи дошкольников отмечают «глагольность», т.е. наиболее часто в своей речи шестилетние дети используют глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит, играет). На развитие речи дошкольников, а именно применение в речи обобщений, влияет и овладение новыми понятиями и их значениями. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка. Дети усваивают типы склонений и спряжений, учатся строить более сложные предложения. К поступлению в первый класс развитие речи дошкольников достигает такого уровня, что дети, как правило, уже владеют почти всеми союзами и приставками.
В развитии речи дошкольников специалисты отмечают способность деток понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Поэтому педагогу детского центра на детских занятиях развития речи важно использовать это «чутьё языка», не дать ему «притупиться».