Собственно, список логопедических упражнений для детей
Перед проведением логопедических упражнений установите перед ребенком зеркало, чтобы он мог видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения задания. Показывайте малышу упражнение, и пусть он старается повторить.
-
«Птенчики». Широко открываем рот, удерживаем пять секунд, закрываем на пять секунд, повторяем упражнение – как «птенчики в гнезде».
-
«Трубочка», или «хоботок». Вытягиваем губы трубочкой, удерживаем в таком состоянием несколько секунд, «как хоботок у слона».
-
«Улыбка». Улыбаемся как можно шире и удерживаем улыбку несколько секунд.
-
«Парные звуки». Чередуем «трубочку» и «улыбку», при «улыбке» произносим звук «и-и-и-и», при «трубочке» - «у-у-у-у».
-
«Иголочка». Открыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь – он должен быть «острым, как иголочка». Держать в таком состоянии максимально долго.
-
«Лопатка». Расслабленный широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, язык не должен дрожать.
-
Чередование «иголочки» и «лопатки». Пять тактов удерживаем язык «иголочкой», затем еще пять тактов – «лопаткой». Повторяем упражнение.
-
«Оладушек». Сблизить зубы, высовывать язык между ними. Удерживать несколько секунд. Повторить упражнения.
-
«Качели». Рот открыт, язык движется вверх-вниз.
-
«Крокодил» - широко открываем и закрываем рот (в отличие от «птенчиков», делаем это быстро).
-
«Рыбка». Округляем губы и делаем «захватывающие» движения ртом.
-
«Вкусное варенье» - улыбаемся, открываем рот, широким языком облизываем нижнюю губу.
-
«Маляр» - широко улыбаемся, рот приоткрыт. Узким кончиком языка пробуем «покрасить» верхнее небо.
-
«Сдуваем вату с ладошки». Улыбаемся, немного высовываем язык, кладем его на нижнюю губу. Язык широкий, расслабленный. Делаем вдох и выдыхаем, произнося долгий звук «ф-ф-ф-ф» и как бы сдувая вату с ладошки.
-
«Ветер». Раздуваем щеки, узкий напряженный язык высовываем между губами. Выдуваем воздух так, чтобы струя свободно ходила по бокам языка.
-
«Пароход». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Закусываем кончик языка зубами и произносим долгий звук «ы-ы-ы-ы» (получается близко к звуку «л») - «Пароход гудит».
Можно изготовить карточки с рисунками «птенчики», «лопатка», «пароход» и т.д. и показывать их ребенку при выполнении упражнений. Когда ребенок уже освоит гимнастику, можно только показывать малышу рисунок, а он сам пусть покажет вам, как правильно выполнять упражнения. Обязательно повторяйте за ним – совместные занятия, как правило, увлекают ребенка гораздо больше, чем выполнение гимнастики в одиночестве.
Не слушайте «доброжелателей», сочувствующих дефектам речи вашего малыша - лучше помогите его речевому развитию. Выполнение логопедических упражнений вместе с ребенком может быть забавным и увлекательным и обязательно принесет огромную пользу малышу.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ — САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты шестилетки с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речь к концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации, аразвитие речи дошкольников — самым ответственным периодом в развитии речи у детей.