1.3 Виды и свойства памяти
Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память. Генетические ступени развития памяти: от двигательной к эмоциональной, образной и, далее, к вербальной как высшему виду памяти человека.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в развитии памяти ребенка можно выделить две линии: непосредственное (механическое) и опосредствованное запоминание. Кроме того, большое значение имеет развитие произвольных форм памяти, надстраивающихся над натуральными, непроизвольными ее видами.
Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л.С. Выготский утверждал, что «для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать - значит мыслить»4.
Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической.
Не все виды памяти одинаково развиваются у людей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии. Для задержек психического развития характерно преобладание ассоциативно-механической памяти над логической, непроизвольных форм запоминания над произвольными.
В современной нейропсихологии принято разделать модально-неспецифическую, или общую память и различные виды модально-специфической памяти (зрительная, слуховая, двигательная).
При характеристике процесса запоминания следует обращать внимание на влияние механизма интерференции на качество и количество воспроизводимого, припоминаемого материала.
Влияние интерференции или отсутствие такового может указывать на дисфункцию соответствующего полушария головного мозга. Также большое значение для проявления интерферирующего влияния имеет возраст обследуемых и наличие психоневрологических, резидуально-органических расстройств.
В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную (тактильную) память и т. д.
Память долговременная - процесс длительного сохранения в памяти ранее запоминавшихся объектов. Задача долговременной памяти состоит в сохранении того, что необходимо на будущее. Она связана с организацией поведения в масштабах длительных интервалов времени, что неизбежно требует предвидения. Поэтому обусловливающей причиной долговременной памяти становится информационное содержание сигнала. Для нее важна семантическая (смысловая) близость запоминаемых элементов.
Различные виды памяти, свойственные человеку, объединяются в функциональную иерархию, насчитывающую несколько уровней: память эмоций, память образов, память понятий, память слов.
Существуют и другие классификации.
Память кратковременная (оперативная) - это тип памяти, который используется в процессе решения тех или иных задач5.
Она проявляется, например, когда человек ведет запись лекции, выполняет вычислительную операцию, строит фразу и т.д.
Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Если человек не повторяет специально того, что передано в кратковременную память, то длительность хранения не превышает нескольких десятков секунд (в лучшем случае - нескольких минут).
В конце прошлого века Г. Эббингауз, систематически изучая процессы запоминания и забывания, пришел к выводу, что если ряд элементов содержат не более семи единиц, то его удается запомнить с одного прочтения. Эта величина и получила впоследствии название объема или формулы кратковременной памяти.
Кратковременная память рассчитана не столько на запоминание, сколько на последующее воспроизведение материала. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а обобщенный образ6.
Длительность запоминания без повторения 15 - 20 секунд, с повторением около 15 минут. По типу заучивания выделяются:
механическая память (запоминание не связанной информации - букв, бессмысленных слогов, цифр, чисел);
смысловая память (запоминание не связанных слов). Известно, что у некоторых людей объем запоминаемого материала может сильно варьировать в зависимости от того, по какому каналу поступает информация;
ассоциативная память (запоминание слов, связанных ассоциацией);
логическая память (запоминание связанного текста - рассказа);
оперативная память (запоминание информации, требующей преобразования в процессе запоминания.
По материалу запоминаемого, можно выделить вербальную и образную память.
Долговременная память рассчитана на длительное запоминание, на всю жизнь. При исследовании долговременной памяти можно оценить скорость запоминания, точность удержания запомненного и скорость воспроизведения запомненного.
Итак, любой здоровый человек может развить свою память до такого состояния, что без особого труда будет запоминать нужный ему материал надолго и за более короткий промежуток времени. Начальный этап процесса памяти - запоминание, от его качества зависит результат, т.е. воспроизведение или узнавание запомненного. Успех запоминания зависит от того, насколько материал осмысливается человеком. Осмысленное запоминание основывается на понимании внутренних логических связей между частями запоминаемого.
- Глава 1. Память как психологический познавательный процесс
- 1.1 История изучения памяти в психологии
- 1.2 Понятие «память»
- 1.3 Виды и свойства памяти
- 1.4 Особенности памяти младших школьников
- 1.5 Способы развития памяти младших школьников
- Глава 2. Дидактическая игра, как средство развития памяти младших школьников
- 2.1 Дидактическая игра в историческом ключе
- 2.2 Игра «Дидактическая игра»
- 2.3 Разновидности дидактических игр
- 2.4 Условия проведения и возможности дидактических игр в учебном процессе
- 2.5 Влияние дидактической игры на развитие памяти младших школьников