logo
73800 дидакт игры в развитии памяти

1.4 Особенности памяти младших школьников

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное7.

Память - специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования8.

В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Посредством запоминания осуществляется ввод информации в память. На основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей. Под сохранением понимаются процессы, способствующие удержанию информации в течение более или менее длительного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот. Использование человеком своего опыта осуществляется благодаря восстановлению ранее усвоенного. Наиболее простой его формой, осуществляемой в условиях повторного восприятия, является узнавание. Более сложной формой восстановления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения и др. Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которая определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Поэтому память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, ее актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности и т.д.

Таким образом, фактически, память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. Индивидуальные различия в памяти объясняются как преимущественное развитие одного из видов памяти. В качестве одного из факторов, определяющих индивидуальные и возрастные особенности памяти, указываются особенности высшей нервной деятельности (например, инертность).