2.5 Влияние дидактической игры на развитие памяти младших школьников
Как верно заметил Рубинштейн: «Игра - практика развития»21. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.
Практические задачи, которые должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно - логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.
Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный эгоцентризм»22.
Заключение
Итак, память - основа всей психической деятельности. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. У человека есть основные три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
В данной работе были рассмотрены дидактические игры и их значение в развитии памяти младших школьников, главное значение которых состоит в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Итак, использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.
Список использованной литературы
Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2009. – 284 с.
Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: Владос, 2007. – 461 с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И Фельдштейна. – М.: Инфра-М, 2008. – 287 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т. 4. – 654 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания / В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2010. – 281 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– М.: Логос, 2008. – 280 с.
Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. - 275 с.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с.
Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЕЙ, 2006. - 176 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 558 с.
Селевк Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. - Т.1 - 347 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 254 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 172 с.
Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Эксмо Пресс, 2009. – 251 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Дрофа, 2008. - 245 с.
1 Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – С. 159
2 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008. – С. 141
3 Селевк Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. - Т.1 – С. 128
4 Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т. 4. – С. 365
5 Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: Владос, 2007. – С. 227
6 Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – С. 166
7 Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Эксмо Пресс, 2009. – С. 149
8 Там же. С. 151
9 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. – С. 94
10 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Дрофа, 2008. – С. 107
11 Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Эксмо Пресс, 2009. – С. 127
12 Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2009. – С. 118
13 Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2009. – С. 98
14 Селевк Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. - Т.1 – С. 139
15 Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– М.: Логос, 2008. – С. 106
16 Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– М.: Логос, 2008. – С. 117
17 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Дрофа, 2008. – С. 113
18 Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2009. – С. 203
19 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. – С. 421
20 Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2009. – С. 83
21 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. – С. 102
22 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Дрофа, 2008. – С. 175
- Глава 1. Память как психологический познавательный процесс
- 1.1 История изучения памяти в психологии
- 1.2 Понятие «память»
- 1.3 Виды и свойства памяти
- 1.4 Особенности памяти младших школьников
- 1.5 Способы развития памяти младших школьников
- Глава 2. Дидактическая игра, как средство развития памяти младших школьников
- 2.1 Дидактическая игра в историческом ключе
- 2.2 Игра «Дидактическая игра»
- 2.3 Разновидности дидактических игр
- 2.4 Условия проведения и возможности дидактических игр в учебном процессе
- 2.5 Влияние дидактической игры на развитие памяти младших школьников