logo
Главная Лекция 10

Биография

Иван Александрович Ильин (28.3.1883-21.12.1954) родился в Москве в дворянской семье присяжного поверенного, крестным отцом которого был Император Александр II (поскольку дед Ильина, инженер-полковник, строил Большой Кремлевский дворец и жил в Кремле). По матери Ильин - немецкой крови; его дед, врач Юлиус Швейкерт фон Штадион, эмигрировал в Россию в 1830-х годах и стал русским подданым. В 1901 г. Ильин окончил с золотой медалью 1-ю Московскую гимназию, а в 1906 г. - с дипломом I степени Юридический факультет Московского Императорского университета, где был оставлен для научной и педагогической деятельности. В мае 1918 г. защитил диссертацию на тему: «Философия Гегеля как учение о конктретности Бога и человека». Ему были присуждены сразу две степени - магистра и доктора государственных наук; вскоре он стал профессором.

Февральскую революцию и Октябрьский переворот Иван Александрович воспринял как катастрофу не только России, но и как міровое крушение, «міровой кризис религиозности». Сразу же включился в борьбу с режимом интернационалистов, за что был трижды арестован ЧеКой в 1918 г., судим революционным трибуналом, но оправдан за недостаточностью улик. С 1919 по 1922 гг. его еще трижды арестовывали, приговорили к высшей мере «за антисоветскую деятельность», но заменили приговор пожизненной высылкой за границу. Он и его жена Наталия Николаевна с большой группой высланных философов и ученых отбыли на пароходе из Петрограда в немецкий город Штеттин.

Следующие 16 лет Ильин прожил в Берлине, работая в Русском Научном институте и выступая с многочисленными лекциями в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии.

В 1934 г. за отказ преподавать по указаниям нацистов он был уволен из института и в 1938 г. был вынужден уехать в Швейцарию. Там он с помощью денежного залога в 4.000 швейцарских франков, внесенного С.В. Рахманиновым, обосновался в пригороде Цюриха. Швейцария пошла на это, но Ильин был сильно ограничен в правах: ему было запрещено право на работу и политическую деятельность; он писал философские книги, выступал с лекциями. К счастью, у него нашелся богатый меценат, позволивший ему заниматься этим главным делом его жизни.

Творческое наследие Ильина не было в достаточной мере издано при его жизни. Оно огромно и хорошо сохранилось в архивах разных стран. Сейчас в Москве, в издательстве «Русская книга» заканчивается его собрание сочинений в более чем 20 книгах, в котором по возможности будет помещено все доступное и найденное на сегодняшний день.

В эмиграции И.А.Ильин был не только выдающимся православным философом, но и применял правила Православия на всех уровнях своей жизни и деятельности, и оттого стал прихожанином именно Русской Зарубежной Церкви (а не евлогианской, куда попали многие его коллеги, литераторы и ученые), идеологом Белого движения, тонким литературным критиком, активным публицистом, видным эмигрантским политиком, связанным с Русским Обще-Воинским Союзом.

Все эмигрантское творчество Ильина было посвящено России, ее грядущему духовному возрождению. Ильин не только не сомневался в падении большевицкого режима, но и написал ряд статей с предостережениями, как после самоизживания коммунистической власти защититься от атак міровой закулисы на ослабевшую Россию, подготовил и «Проект Основного закона России». Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие. Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу, – почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны «міровой закулисой». Именно он ввел в оборот это выражение, ставшее в наши дни ключом к пониманию печальной реальности:

Именно исходя из сущности западной системы Ильин уже в 1950-е гг. (в серии статей «Наши задачи») предупреждал об этой опасности и предвидел «внедрение в Россию мировой закулисы», которая будет заниматься «...упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической изоляцией ее, неустанным обличением ее мнимого «империализма», ее мнимой «реакционности», ее «некультурности» и «агрессивности»...».

Враги России - «не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» - безбожие, под видом «республики» - покорность закулисным мановениям, и под видом «федерации» - национальное обезличие. Это зложелатели - закулисные... Им нужна Россия с убывающим народонаселением... Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри... Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» - в распадении... Но единая Россия им не нужна».

«Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от российского расчленения: во множестве маленьких «демократических» республик воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, «первенствующее» исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит».

«Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения инфильтрация разольется неудержимо, все политические и социальные высоты будут захвачены тихой сапой и скоро все республиканские правительства будут служить «одной великой идее»: безыдейной покорности, безнациональной цивилизации и безрелигиозного псевдобратства». Тут, разумеется, намек на закулисные организации масонского типа...

«Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании - демократический строй». Это «значит вернуться к пустому фразерству Временного правительства и повторить гибельный эксперимент того времени в новом несравненно худшем виде». Ибо «политическая свобода сама по себе не облагороживает человека, а только развязывает его, выпускает его на волю таким, каков он есть, со всеми его влечениями, интересами, страстями и пороками, которые он и выносит на улицу». «Человек, не созревший для свободы, может злоупотребить ею в разнуздании и продать ее за личный или классовый интерес». «Если в народе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений».

К сожалению, развитие в послекоммунистической России пошло именно этим, самым опасным путем - при непосредственном воздействии Запада. Запад сыграл на долголетней коммунистической лжи о нем - после которой маятник настроений в России качнулся в сторону его идеализации. После 75 лет несвободы возникло «демократическое нетерпение», которым и воспользовались иностранные силы. Более всего идейной оккупации нашей страны способствовала западническая «пятая колонна» в среде интеллигенции, которую Запад взрастил через упомянутую Ильиным «инфильтрацию души и воли» и поддерживал всеми способами, выдавая ее за «ум и совесть нации».

Это можно назвать пропагандной, политической, финансовой агрессией США (сыгравшей огромную роль в окраинных «референдумах»). Но главной причиной ее успеха стало то, что партийные политики-реформаторы в России оказались неспособны понять и защитить российские национально-государственные интересы. В борьбе за личную власть против «ретроградов» они сознательно взяли себе в союзники Запад и, опьяненные его похвалами, стали активными проводниками западного влияния. Итак, к сожалению, эти прогнозы Ильина сбылись... Но Россия еще не убита совсем, и государственные идеи Ильина, если найдутся их деятельные носители, могут ее спасти. Если мы, конечно, заслужим для этого Божию помощь как главное условие.

Творческое наследие Ильина огромно и далеко не все было издано вплоть до последнего времени. Лишь сейчас впервые выходит полное собрание его сочинений (ред. Ю.Т. Лисица), включающее интереснейшие письма, доклады, неосуществившиеся планы. Читать Ильина необходимо, «ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, и предметно-компетентные и ответственные учители нужны в наше смутное и трудное время», – так писал исследователь его творчества Н.П. Полторацкий.

Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария). В 2005 г. прах Ильина был перенесен в Москву на кладбище Донского монастыря. Но цель этого перезахоронения, к сожалению, означает не внимание к предупреждениям Ивана Александровича об опасности планов мiровой закулисы, а маскировку антирусской и антихристианской сущности нынешних посткоммунистических властителей - марионеток той самой закулисы.

Отец Александр Иванович Ильин (1851—1921) — губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 года — владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; гласный Пронского уездного земского собрания.

Мать Ильина — русская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858—1942), лютеранка, дочь коллежского советника Юлиуса Швейкерт фон Штадион (1805—1876), приняла православие (в замужестве Екатерина Юльевна Ильина) после венчания в 1880 году в церкви Рождества села Быково Бронницкого уезда Московской губернии.

Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И.А.Ильина, можно сделать вывод, что:

1. несмотря на все трудности, которые возникали на пути этого выдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу.

Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работах великого мыслителя и философа.

2. говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своем философском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемы познания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешения социальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследований является философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, что пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности, исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем свою удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней, ведущей человека через смирение к единению с Богом.

И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, как православного мыслителя и философа.