Свобода, воспитание, демократия
Воспитание, школа, семья воспроизводят в своей реальности те формы жизни, которые властвуют, доминируют в обществе: Какова демократия в обществе (внешняя свобода), таковы и способы преодоления или, точнее, развития авторитарности в семейном и общественном воспитании. Если в настоящее время в нашей стране зафиксировано около двухсот тысяч преступных группировок, если этими группировками практически контролируются все финансовые и производственные структуры, если рэкет, заказные убийства, шантажи, ограбления и воровство становятся главными способами добывания денег, то этот насильственный мир так или иначе воссоздается на разностороннем воспитательном пространстве.
Именно в недрах семьи и школы идет подготовка (выращивание) нового, «улучшенного» поколения творцов безнаказанных, государственно и социально санкционированных форм вседозволенности.
Поэтому надо и начинать социальные преобразования с семейного и общественного воспитания, когда воспитание внутренней свободы молодых людей идет рядом с развитием истинной демократии. Ильин исходит из такой зависимости обстоятельств и личности: «Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому себе – вот уже внешне не стесненному – человеку. Свобода уже по своему существу есть именно духовная свобода, т. е. свобода духа, а не тела и не души... дух есть сила самоопределения к лучшему» (Ильин И.А. Собр. соч. – М., 1993, с. 94-95).
С точки зрения Ильина, тело и душа несвободны, поскольку зависят от внешних обстоятельств. А дух всегда свободен, т. к. он всегда есть сила, преодолевающая как соблазны, так и внешние воздействия на человека.
В стеснениях и ограничениях нуждается не свобода духа, а бездуховность, т. е. такая освобождённость от духа, которая неизбежно переходит во вседозволенность. Именно поэтому дети не могут быть оставлены на произвол «внешней» и отрицательной свободы, они должны быть подготовлены к освоению внутренней духовной свободы. И дело состоит не в том, чтобы оставить их в покое и не вторгаться в их мир, а в том, чтобы пробудить в них жажду духовной жизни. «Духовная свобода ребенка, – пишет Ильин, – совсем не состоит в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность – достойно пользоваться свободой и духовно заполнять свою внешнюю «невынужденность» и «незапуганность». Внешняя свобода необходима для внутреннего самоосвобождения; она священна только как верный залог внутренней свободы...» (Ильин И.А. Собр. соч. – М., 1993, т. 1. – с. 103).
Внутреннее самоосвобождение необходимо для предметного, созидательного самовоспитания.
- Христианская (православная) педагогика
- Введение
- 1. Жизненный и творческий путь и.А.Ильина
- Биография
- 2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе и.А.Ильина
- Заключение
- Ильин сегодня
- Труды Ильина
- Мир управляется из детской...
- Заповеди духовно здоровой семьи
- Духовный опыт как цель воспитания
- Свобода, воспитание, демократия
- Что значит жить предметно?
- «Любовь есть доброта»
- Список литературы
- И.А. Ильин и к.Д. Ушинский: «диалог» о духовности
- Иван ильин о воспитании и образовании