Введение
В духовной культуре человечества искусство хореографии занимает значительное место. Как один из старейших видов искусства, возникший в связи с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Танцы первобытных народов были заменены на танцы древних греков и римлян, а затем "хороводы", "Бранли", первый балет. Общество изменилось - изменилось, и искусство танца. Двадцатый век принес новые, более изощренные методы, новые навыки и новые подходы к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем просто красивое представление. На данном этапе танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство и гармонию мира природы, чтобы взаимодействовать с ним. В танце присутствуют элементы жизни, легенды, обычаи. Танец это мост из нашей повседневной жизни в свободное творчество. И только потому, что танец это то искусство, в котором есть нечто от жизни, в нем должна быть раскрыта та таинственная связь, которая связывает творчество жизни со свободой творчества ... "
Танец пронизывает разнообразные отрасли культуры и искусства.
Детский танцевальный коллектив - это особая среда, которая обеспечивает наиболее огромные возможности для развития ребенка, начиная с начального пробуждения интереса к искусству танца, чтобы овладеть основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства имеет скрытый резерв для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, который является основным средством передвижения во всем его многообразии. Высшего выражения он достигает при музыкальном оформлении. Музыка – основная опора танца.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.
Хореографическое образование в виде изучения специальных дисциплин хореографии помогает воспитать культурного человека. В процессе получении образования не только формируются представления о хореографии, но появляется понимание элементов общечеловеческой культуры: самоконтроль, культурное поведение, ответственность и трудолюбие. Эти качества взаимосвязаны с культурой данного вида образования.
Хореографическое образование это база для развития творческих задатков в жизни и прекрасный способ реализовать себя, получив достойную и интересную профессию.
Мир музыки и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном танцевальном творчестве ребенок видит свою значимость. В настоящее время предоставляется возможность раннего знакомства детей с танцем.
Их первое активное приобщение к этому виду художественной деятельности начинается с 3-4х лет в школах эстетического воспитания, детских садах, в учреждениях дополнительного образования, коллективах художественной самодеятельности. Это обусловлено осознанием родителями значимости данного вида творчества в развитии и воспитании ребенка, его огромной популярностью.
Данная проблема рассматривается в работах ведущих исследователей в области преподавания танца Г.П. Гусева, В.М.Красовской, А.А. Климова, А.В. Лопухова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, А.В. Ширяева и др. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах вышеуказанных авторов, но, в то же время в их трудах сущность цели и задач обучения народно- сценическому танцу как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры часто интерпретируется столь многозначно и противоречиво, что выбор средств обучения народно-сценического танца часто является задачей крайне сложной, а признание какой-либо методики единственно правильной - достаточно проблемной. Малоизученными являются и педагогические, культурологические и искусствоведческие аспекты роли народно-сценического танца в развитии художественно - эстетического вкуса детей и формирования их интересов к национальным хореографическим традициям.
Актуальность исследования
Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза - как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.
Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно- исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Содержание и методика воспитания и обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца».
Цель исследования: определить содержание и методику воспитания и обучения подростков хореографии на занятии народно - сценического танца.
Объект исследования: образовательный процесс в детском хореографическом ансамбле.
Предмет исследования: содержание и методика воспитания и обучения подростков хореографии на занятиях народно сценического танца.
Задачи следования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить основные термины и понятия по теме исследования и структурировать;
2. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России в современных условиях;
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей подросткового возраста и их отношения к национальной хореографической культуре;
4. Сформулировать практические рекомендации по организации процесса обучения народно-сценического танца детей подросткового возраста;
5. На основе опытно-экспериментального исследования раскрыть эффективность занятий народным сценическим танцем детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры.
Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: эмпирические методы (педагогически эксперимент); работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения. База исследования: Детский хореографический ансамбль «Сюрприз» при Центре Детского Творчества Октябрьского района. Выборка составила 16 детей- подростков. Практическая значимость исследования заключается в разработке форм и методов развитие художественно-эстетического вкуса на занятиях народно-сценического танца.
Структура исследования: оно состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложении.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Глава 2. Практические аспекты обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Психо - возрастные особенности подростков
- 1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда
- Глава 2. Практические аспекты воспитания и обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- 2.1 Содержания, принципы и формы воспитания и обучения подростков народно-сценическому танца
- 2.2 Организация исследования и анализ его результатов
- 2.3 Основные принципы методики обучения хореографии
- 2.4 Методические основы обучения народно-сценическому танцу