2.3 Основные принципы методики обучения хореографии
На начальном этапе обучения устанавливается основные задачи педагога:
Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;
Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Обучения детей, необходимо положить игровое начало. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после не легкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому руководителю очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно его обновлять.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом, и эмоциональным выражением. Задача педагога хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Уроки хореографии могут проводиться в танцевальном или спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление движения учащихся, с тем чтобы, поворачиваясь, то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянно занятие лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.
Обучения танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться тока практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Рекомендации по проведению уроков начинающим педагогам.
При изучении нового и повторении пройденного материала следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Просто, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни. Таким образом, танцевально - двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Хореографическая тренировка (экзерсис) - это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально - двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах - это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: Воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.
Главный метод - музыка, музыкальное движение, музыкально - пластические игры, музыкально - психологические элементы (этюд) и развитие эмоциональной выразительности. С их помощью можно научить детей чувствовать движения и действия, выражать свое состояние.
Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные.
Произвольными являются движения конечностей, корпуса, шеи, лица и глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела.
В результате многократных повторений движения и указания педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка.
Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешнее это проявляется в точности движений, в легкости и грациозное исполнения.
Занятия на начальном этапе обучения желательно проводить не реже двух раз в неделю, по 45 минут каждое. В процессе, ранее понятия расширяются и закрепляются.
Общий характер музыки - дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике. Желательно больше времени уделять музыкально-танцевальным импровизациям.
Темп - выполняются движения в различных темпах (подскоки, галопы и так далее). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки. Динамические оттенки - выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Строение музыкальной речи - дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, и так далее).
Метроритм - дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, а так же на слух определять музыкальные размеры 2/ 4, 3/4, 4/4, осознано выполняя движения в этих размерах.
Музыкально-танцевальные импровизации - усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов - указательных, запрещающих, утверждающих,
просящих, жестов, выражающих эмоциональные состояния (радость, печаль и другие).
Следующий этап продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров, уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру в характере, импровизировать на заданную музыку.
На завершающем этапе начального обучения учащиеся должны передавать услышанное в музыке мимикой и движением. Развитию актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошки», «петух» и другие).
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно так же научит их переходу из одного построения в другое: круг, полукруг; колона по одному, по два, по четыре; круг, два круга; круг, звездочка и так далее.
Ученики уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к восприятию нового материала и так далее. Однако в средней возрастной категории есть свои трудности, особенно в работе с мальчиками. По мере взросления мальчики начинают больше увлекаться различными видами спорта, считая спорт более достойным для мужчины занятием.
Ученики под соответствующую музыку учатся выражать пластикой и танцем различные настроения - грусть, радость, тревогу и так далее. Впоследствии это могут быть сюжетные сценки, заимствованные из собственного опыта. Главное - необходимо добиваться наиболее точного пластического выражения, услышанного в музыке, желательно увеличить количество часов в неделю до трех, поскольку дети уже более подготовлены физически, а главное, могут дольше концентрировать внимание на уроке танца. Танцевальный урок включает в себя три основных части:
Разминка (вспомогательно - тренировочные упражнения), работа у станка;
Разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;
Репетиционно - постановочная работа. Для обучения детей хореографии предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства.
Закрепляются и развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное пополнение знаний.
Занятия организуются в системе дополнительного внешкольного образования в форме детских хореографических коллективов - кружков, школ, ансамблей, студий. Работа коллектива любой жанровой направленности строится на стабильных и периодичных учебных занятиях, которые проходят не менее Зх раз в неделю по 2 академических часа (два занятия учебных и одно репетиционное). Наиболее сложной задачей для педагога является постановочная работа.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Глава 2. Практические аспекты обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- Психо - возрастные особенности подростков
- 1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда
- Глава 2. Практические аспекты воспитания и обучения подростков хореографии на занятиях народно-сценического танца
- 2.1 Содержания, принципы и формы воспитания и обучения подростков народно-сценическому танца
- 2.2 Организация исследования и анализ его результатов
- 2.3 Основные принципы методики обучения хореографии
- 2.4 Методические основы обучения народно-сценическому танцу