logo
Копия диплом антиплаг

1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда

На первом этапе создания коллектива руководителю необходимо учитывать возрастные особенности участников, так как они определяют выбор форм деятельности коллектива, то есть каждый возраст, оказывающий влияние на формирование личности.

Для успешного воспитательного воздействия необходимо учитывать психологические характеристики, в частности, темперамент, свойства которого присущи человеку от рождения и поэтому очень устойчивы. Они оказывают сильное влияние на взаимоотношения в коллективе. На начальной стадии формирования коллектива, когда еще нет крепкой связи между членами группы, целью является «научиться танцевать», овладеть навыками исполнения танцев. У некоторых участников могут быть другие мотивы прихода в коллектив: «интересно провести свободное время», или просто « пришла с подругой». Знание мотивов (их можно определить, проведя анкетирование) позволит руководителю правильно определить цель деятельности и воспитательные задачи.

Чтобы найти более эффективные методы обучения, руководитель должен оценить способности участников. Первоначально определить профессиональные данные для занятий танцем (шаг, прыжок, выворотность, гибкость, и т.д.). В самодеятельности можно встретить участников с хорошими танцевальными данными, средними и не имеющих их, но страстно желающих танцевать. Необходимо также установить степень подготовки участников. Первоначально в коллектив могут прийти дети, никогда не занимавшиеся танцем (с отсутствием каких - либо навыков), из спортивных секций - фигурного катания, гимнастики (с незначительными профессиональными навыками); из других хореографических коллективов (имеющие определенные профессиональные навыки).

Руководителю необходимо найти форму обучения участников, имеющих различные данные и разный уровень подготовки.

Специфика воспитания в любительском хореографическом коллективе состоит в том, что оно развивается в соответствии с этапами развития коллектива. На первом этапе создание условий для воспитания участников единолично осуществляет руководитель. Его функции, как в любой пeдагoгичeскoй профессии, включают в себя знания и умение трансформировать художественные цели, стоящие перед коллективом, в педагогические, умение переводить общественно значимые содержание в акты индивидуального поведения.

Основные функции:

- исполнительно - организационная;

- воспитательная;

- планирования;

- учебно-педагогическая;

- психологическая;

- руководительская.

В практической работе наибольшее внимание уделяется исполнительно - организационной и учебно-педагогической функциям.

К сожалению, некоторые руководители не оценивают другие функции. Воспитательную - считают, что процесс воспитание может осуществляться сам собой как следствие исполнительно - организационной работы. На самом деле педагогическое мастерство руководителя складывается :

- из понимания руководителем важности и необходимости специальной организации педагогического процесса;

- из способности строить педагогический процесс в соответствии с определенной, заранее заданной целью;

- из умения анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, возможности и пути вмешательства в воспитательный процесс.

На этом этапе создание коллектива, руководитель, являясь инициатором цели и форм деятельности, должен взять всю работу по организации в свои руки.

Но, чрезмерно увлекаясь авторитетным стилем на данном этапе, можно воспитать и отрицательные черты личности, прежде всего пассивность.

Не считаясь с межличностными отношениями, мнениями окружающих, вольно или не вольно такие руководители подавляют инициативу своих воспитанников. В результате в таких коллективах среди его участников ослаблено чувство ответственности за общее дело, общественная активность падает. Авторитарный подход порождает неадекватную самооценку участников, задерживает становление коллективистских тенденций, воспитывает культ безропотного подчинению лидеру и послушания. Таким образом, руководителю на первом этапе необходимо быть очень внимательным к выбору стилю руководства.

Всякое противоречие предполагает конфликтную ситуацию, которая может перерастать в конфликт. Конфликты отличаются друг от друга мотивами в зависимости от уровня развития коллектива. Когда еще не сформированы интересы, не развеян эстетически вкус, нет определенных профессиональных навыков, знаний, низка художественная культура большинства участников, конфликты чаще всего могут возникнуть между руководителями и участниками из - за следующих аспектов:

- нежелание заниматься той деятельностью, которую им предлагают (не нравится вид танца);

- неподготовленности участников к восприятию либо сложной музыки, либо пластического решения;

- неумения педагога проводить занятия, постоянно поддерживая интерес участников.

Руководство любительским хореографическим коллективом предполагает выбор системы методов и приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.

Во время ознакомительных бесед с детьми, желающими заниматься в данном коллективе руководитель должен выявить склонности и способности пришедших (умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, и так далее). Результаты опроса участников позволяют руководителю стимулировать развитие их навыков и умений, а затем постепенно вовлекать их в другие виды деятельности. В коллективе возникает возможность расширения сфер деятельности: это и познавательная (участники овладевают определенной суммой знаний в области истории танца, музыки, литературы и так далее) и просветительская в области искусств и творчески - поисковая ( предполагающая выбор участниками того или иного направления в искусстве) для создание номера, программы.

На занятия следует находить время для рассказов о данном виде искусства, творчестве наиболее интересных исполнителей, постановщиков, музыкантов. Желательно посещать с участниками спектакли, просматривать видеозаписи с последующим обсуждением увиденного. Все это требует специальной подготовки руководителя к занятиям, поиска интересных форм общения. Эти рассказы, встречи, просмотры не имеют прямого отношения к танцу, но способствуют повышению уровня культуры и включению членов коллектива в различные развивающие виды их деятельности.

Методы воспитания, используемые педагогом на начальной стадии формирования коллектива - убеждение, беседа, ответы руководителя на вопросы участника. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей членов коллектива, а его содержание и форма соответствовать уровню развития личности.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений, и поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение ее своей деятельностью. Метод поощрение побуждает к действию, дает толчок к мысли, чувству. Поощрение представляет собой способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного участника или коллектива в целом.

Именно в общественном признании образа действий члена коллектива и заключается его стимулирующая роль. Успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывает у личности чувство удовлетворения, т.к. человек испытывает уверенность в своих силах, подъем духа, всплеск энергии.

Таким образом, формирования и развития любительского хореографического коллектива невозможно без знания индивидуальных характеристик разных возрастных подростковых групп, их индивидуально- психологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, нравственной подготовке, возрастных различиях, а также в мотивации их деятельности, так как именно личностными качествами определяется положение личности коллектива.

Второй этап развития любительского хореографического коллектива и педагогического процесса в нем, можно определить как этап развития инициативности и самодеятельности. В их интересах к танцам можно выделить три типовые группы участников:

1) характеризует отсутствие, какого- либо интереса к хореографии;

2) включает тех, у кого интерес к хореографии сугубо личный;

3) составляет участники, чей интерес связан с направлением работы коллектива, желанием серьезно заниматься делом, которое увлекает, заниматься искусством не только для себя, но и приносить пользу окружающим.

На этом этапе в процессе занятий сглаживаются и границы разного уровня подготовки участников. Некоторые члены коллектива, имевшие очень незначительные навыки в танцах, в силу своего упорства могут подняться до уровня более опытных участников. В процессе развития коллектива, когда его члены приобретают определенные навыки, знания, когда происходит восприятие общей цели как общественно и личностно значимой, особый упор должен быть на организацию самовоспитания каждого, на умение осознать достоинства и недостатки как свои, так и товарищей по коллективу, то есть формируется взаимное воспитание.

Взаимопонимание осуществляется в общении участников и руководителей друг с другом, в выработке общих норм поведения, этики взаимоотношений, взаимном контроле над дисциплиной, умении подчинить свои личные интересы общественным. Так занимающиеся в коллективе со времени его основания оказывают влияния на новичков, вводя их в жизнь коллектива, знакомя с его уже сложившимися правилами и традициями. В свою очередь, и новички, освоившись, также начинают выступать субъектами воспитания по отношению к «старым» участникам. И в этом суть развития коллектива. Осознание себя субъектами воспитания, более глубокое понимание этой роли заставляет каждого все чаще смотреть на себя как бы со стороны товарищей, зрителей, продумывать свое поведение и исполнение с этой точки зрения.

Трети этап характеризуется творческой направленностью. В качестве педагогической цели на этом этапе должно быть выдвинуто понимание участниками общественной значимости своей деятельности. Этот период превращения участников коллектива в субъект самовоспитания.

На первый план выдвигается стремление не только исполнять, но и самому создавать произведения, желание серьезно заниматься делом, которое увлекает.

На этом этапе формирования коллектива его члены подразделяются на две группы: исполнительскую и творческую. Те, кто отнесены к исполнителям, чаще всего обладают неплохими профессиональными данными, но выполняют только заданное. Их деятельность проходит на уровне репродуцирования, свое мнение они имеют довольно редко. Творческая группа отличается активной работой над программой, танцевальной композицией, привнося в них много своего. Участники этой группы с удовольствием идут на импровизацию, участвуют в создании пластического образа, предлагая его различные варианты. Работать с ними очень интересно, но руководителю необходимо быть всегда подготовленным, так как малейшую некомпетентность в каком-либо вопросе эти участники коллектива улавливают очень четко.

Своей деятельностью творческая группа вносит значительный вклад в развитие коллектива, определяя направления его работы, формирование репертуара. В соответствии с характером, манерой общения, поведения, самооценкой участников можно подразделить их на следующие группы:

- осознающие свое место в коллективе, равные в отношениях, трудолюбивые;

- с завышенной самооценкой, вносящие значительный вклад в развитие коллектива, однако очень резкие во взаимоотношения;

- с завышенной самооценкой, но предпочитающие наблюдать со стороны за событиями, происходящими в коллективе, порой игнорирующие его интересы;

- с завышенной самооценкой, принимающие активное участие в мероприятиях коллектива;

с завышенной самооценкой, пассивные, наблюдающие за событиями в коллективе со стороны.

Педагогическое воздействие должно быть направлено на сплочение коллектива, определение цели, реально значимой для всех участников, поиск интересных форм и направлении работы, обозначение перспектив его развития.

На этом этапе, когда участники овладели довольно высоким уровнем исполнительского мастерства, чаще всего возникают конфликты между участниками, связанные со стремлением некоторых к лидерству, игнорированию интересов к другим.

На этом этапе развития коллектива методы вовлечения в активную деятельность предполагают посильное участие членов коллектива в создании эскизов костюмов, оформления номеров, в создании программы, сочинении отдельных движении и их комбинации, участие в просветительских программах. Общественная деятельность хореографического объединения может быть отмечена следующим образом:

1) Присвоение коллективу звания «народный», «образцовый», что является признанием высокого художественного исполнительского уровня, высокого статуса управления творческой активности участников;

2) Приглашение с показательными выступлениями. Показательная программа - это признание мастерства, выделение из ряда однотипных коллективов, демонстрация программ, спектаклей перед специалистами, которые аргументировано оценивают все их детали. Это - определение нового уровня мастерства для коллектива;

3) Выступление коллектива на профессиональной сцене (в театре, филармонии) - это признание высокого идейно-художественного уровня программ и танцевальных номеров, исполнительского мастерства;

4) Приглашение руководителей для проведения семинаров, курсов повышения квалификации; следовательно, руководитель признан мастером, обладает интересным опытом, для него престижна популярность коллектива и, в свою очередь, для коллектива это является своего рода поощрением, признанием высокого уровня мастерства лидера;

5) Обзор деятельности коллектива в печати (статьи, рецензии), радиопередачи, телепередачи, рассказывающие о деятельности коллектива.

Поощрение отдельных участников могут осуществляться также в разных формах:

1. награждение грамотами и дипломами за личный вклад в развитие коллектива, высокий исполнительский уровень, индивидуальность и творчество;

2. доверие репетиторской работы как признание не только высокого исполнительского уровня, но и умения передавать знания другим;

3. публичная оценка организаторских способностей и деятельности в коллективе как общественно значимой, что приносит человеку удовлетворение, способствует формированию высокой гражданственности;

4. привлечение к созданию программ, номеров. Такое признание творческих способностей способствует самоутверждению участника и является стимулом для дальнейшего творческого роста;

5. направление на профессиональную учебу как оценка творческих либо организаторских способностей, что дает удовлетворение потребности в приобретении профессии.

На третьем этапе развития хореографического коллектива основными являются метод включения участников в учебно-воспитательный процесс (проведение репетиций, обучение новичков, ввод их в номера); дальнейшее развитие форм самовоспитания и самоорганизации; внешнее признание успехов коллектива. Как и на предыдущих этапах действенным остается метод поощрения. Таким образом, в любительском хореографическом коллективе:

- выбор методов определяется соответствием их идеалам общества и целям воспитания;

- в основе воспитательного процесса лежит система методов, так как они дают результат в своей совокупности;

- в зависимости от условий протекания педагогического процесса, сопутствующих множеству обстоятельств, методы воспитания могут бесконечно варьироваться;

- будучи направленными на личность, методы воспитания всегда обращены к коллективу и избираются в зависимости от степени его зрелости;

- выбор методов определяются целью, содержанием конкретной педагогической задачи и условиями функционирования коллектива.