9. Методы и формы профориентационной работы
Можно условно выделить группы методов: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы (краткие описания профессий); справочная литература; информационно-поисковые системы, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»); учебные фильмы и видеофильмы; использование СМИ
Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей «личностные» опросники. проективные личностные тесты; методы наблюдения (т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; психофизиологические обследования; использование различных игровых и тренинговых ситуаций.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения (для создания благоприятной атмосферы взаимодействия). тренинги общения (позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); сложные методы индивидуальной и групповой психотерапи (гештальтгруппы, логотерапия и др.).
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий); построение системы различных вариантов действий клиента; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.