logo
6-10,30

8. Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения связан с тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы сильное влияние оказывают родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др. Противоречивость субъекта самоопределения обусловлена тем, что выбор — это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Между этими альтернативами всегда существуют определенные (прежде всего внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) проти­воречия, которые и должен разрешить субъект. Развитие субъектности в профессиональном и личностном са­моопределении можно рассматривать в контексте формирования готовности к построению и реализации образов и идеалов, к которым стремится развивающаяся личность. Предполагается, что каждый человек выбирает для себя лучшие образы, понимая их по-своему. Это стремление к лучшим образам и идеалам условно обозначается как «элитарные ориентации» самоопределяющей­ся и развивающейся личности

В таком контексте на уровне онтогенеза конкретного человека можно выделить следующие линии развития субъекта самоопределения (и соответствующего анализа):

- линия развития фантастического (сказочного, мифологиче­ского) представления об элите;

- линия развития независимости от внешнего окружения (роди­телей, воспитателей, учителей, начальников);

- линия развития внутренней свободы и самостоятельности лич­ности как «преодоление самого себя как части толпы»

При этом исходной позицией является общая логика развития чувств, намеченная еще Л. С. Выготским: путь от интер- к интра-психической функции сознания, когда ребенок сначала воспри­нимает чувства других людей, близких и в общении с ними вос­принимает саму структуру и смысл чувств.