Практика работы с семьей.
Рассмотрев понятие семьи, ее функции, уклад, типологию нужно сделать акцент на семье «группы риска», как более распространенной в нашем обществе.
Семья «группы риска» – разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:
медико-биологические факторы:
- группа здоровья;
- наследственные причины;
- группа здоровья;
- врожденные свойства;
- нарушения в психическом и физическом развитии;
- условия рождения ребенка;
- заболевания матери и ее образ жизни;
- травмы внутриутробного развития и т.д.
- социально – экономические:
- многодетные и неполные семьи;
- несовершеннолетние родители;
- семьи, ведущие аморальный образ жизни;
- неприспособленность к жизни в обществе.
психологические:
- отчуждение от социальной среды;
- невротические реакции;
- нарушение общения с окружающими;
- эмоциональная неустойчивость;
- неуспех в деятельности;
- неуспех в социальной адаптации;
- трудности общения.
педагогические:
- несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям и т.д.
Наиболее важное и конкретное для работы семейного социального педагога представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
- медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
- социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
- социально - демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
- социально – психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).
С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:
семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
малообеспеченные семьи;
семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
семьи воспитывающие детей инвалидов;
неполные семьи;
семьи военнослужащих срочной службы;
семьи безработных;
семьи военнослужащих – контрактников;
семьи проживающие в неблагополучных регионах;
семьи, где родители долго не получают заработную плату.
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Г.П. Бочкарева выделяет:
1) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;
2) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.
В основу этих классфиикаций кладется содержание переживаний ребенка.
А.Е. Личко выделяет 4 типа неблагополучных ситуаций в семье.
1. гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;
2. гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3. ситуация, создающая «кумира» семьи. Для нее характерны постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4. ситуация, создающая «золушек» в семье. Автор отмечает, что в 80-е гг. появилось много семей, где родители уделяли преимущественно внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.
Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей.
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, – демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.
Другим примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов, например, меньшую активность, послушность и т.д.
Т.М. Мишина (1978) выделяет 3 основных типа дисгармоничных супружеских отношений:
1. Соперничество, при котором структура отношений носит противоречивый, дружелюбно – враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за семью как целое;
2. псевдосотрудничество, при котором с внешней стороны отношения супружеской пары выглядят равными и согласованными, с элементами преувеличенного выражения заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов в семье и не во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами супругов на работе или в общении;
3. изоляция, при которой в совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются незаинтересованными друг в друге как в муже и жене. Конфликтные ситуации возникают при нарушении границ изоляции.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающих к возникновению отклонений в поведении детей и подростков является неправильное семейное воспитание. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания:
1) отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жестокой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;
2) гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи;
3) эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, где ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений.
В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия.
Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями.
Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.
Для родителей трудных детей характерным является неумение правильно использовать в воспитательном процессе поощрения и наказания. Такие родители редко хвалят ребенка за хорошее поведение. Часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Они чересчур много времени уделяют поступкам детей, не понимая, что подчас негативное поведение вызвано поиском внимания родителей. Уделяя такому поведению много времени, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на положительные действия ребенка, высказывая ему одобрение.
Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрее); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные действия любимых и уважаемых родителей); баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Необходимо отметить, что достаточно тяжелые и легкие наказания нецелесообразны. Очень важна частота наказаний. Постоянно наказываемые отвечают агрессией или даже асоциальным поведением.
Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения.
Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.
- История возникновения и развития теории и практики социального педагога работа с семьей.
- Значение семьи, как социального института в русской социо - культурной традиции.
- Системы социально – педагогической поддержки семей
- Практика работы с семьей.
- Теория деятельности семейного социального педагога.
- Коррекционная работа с семьей имеющей ребенка с отклоняющимся от нормы поведением.
- Использованная литература: