logo
ФГОС-с-НОДА-редактир

1.2. Назначение стандарта

Стандарт начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) 4.

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата качественного начального общего образования;

- государственных гарантий уровня и качества образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения5;

- вариативности содержания образовательных программ начального образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5;

- духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

- разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом;

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

В основу стандарта для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает признание в качестве основного средства достижения цели образования детей с ОВЗ обучения как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;

- признание того, что развитие личности для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

- развитие личности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;

- разработку содержания и технологий образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- признание решающей роли содержания образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями6;

- учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также их особых образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов образования и путей их достижения;

- вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Стандарт является основой для:

- разработки примерной программы коррекционной работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающих вместе со здоровыми сверстниками основную образовательную программу начального общего образования;

- разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- определения требований к условиям овладения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной образовательной и адаптированной основной программами, образовательной программой, разработанной на основе индивидуального учебного плана;

- определения требований к результатам освоения основной адаптированной программы начального общего образования;

- определения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;

- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;

- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и подготовки для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающих образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования7;

- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.