1.2. Назначение стандарта
Стандарт начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) 4.
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата качественного начального общего образования;
- государственных гарантий уровня и качества образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения5;
- вариативности содержания образовательных программ начального образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5;
- духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования;
- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
- разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом;
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
В основу стандарта для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает признание в качестве основного средства достижения цели образования детей с ОВЗ обучения как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;
- признание того, что развитие личности для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
- развитие личности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- признание решающей роли содержания образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями6;
- учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также их особых образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов образования и путей их достижения;
- вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Стандарт является основой для:
- разработки примерной программы коррекционной работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающих вместе со здоровыми сверстниками основную образовательную программу начального общего образования;
- разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- определения требований к условиям овладения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной образовательной и адаптированной основной программами, образовательной программой, разработанной на основе индивидуального учебного плана;
- определения требований к результатам освоения основной адаптированной программы начального общего образования;
- определения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;
- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;
- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и подготовки для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающих образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования7;
- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- ФедеральнЫй государственнЫй образовательнЫй стандарт начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1.1. Общая характеристика стандарта
- 1.2. Назначение стандарта
- 1.3. Общая характеристика вариантов основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- II. Требования к структуре и результатам освоения вариантов основной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.1. Вариант а. Требования к структуре и результатам освоения основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.2. Вариант в. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.3. Вариант с. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.4. Вариант d. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.1. Вариант а. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 3.2. Вариант в. Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.3. Вариант с. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.4. Вариант d. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.