Медико-педагогическая классификация детей с нарушением слуха (глухие).
Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.
Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (Р. М. Боскис, 1971) — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений
Медико-педагогическая классификация детей с нарушением слуха (слабослышащие).
Третья — дети с частичной потерей слуха — слабослышащие {тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.
Биологические и социальные факторы риска снижения слуха.
К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявляющееся повышением артериального давления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
патологические роды:преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричерепной травме плода;
патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эритроцитов плода антителами резус-отрицательной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-органов; черепно-мозговые травмы; применение ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
наследственная патология: угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составляет 50%. Наследственная тугоухость в подавляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит нарушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают).
Производственные шумы. Работа, на которой человека окружают громкие звуки, например в сельском хозяйстве, на стройке или на заводе.
Сильные шумы на отдыхе. Выстрелы на охоте или фейерверки могут вызвать немедленную потерю слуха. Также существует опасность снижения или потери слуха при езде на снегоходе, мотоцикле или водном мотоцикле, из-за прослушивания громкой музыки, а также при внезапных перепадах давления, например, при быстрых подъемах и спусках самолета и при нырянии с аквалангом (баротравма).
Музыкальные плееры. Могут вызывать снижение слуха музыкальные плееры, такие как МР3 плееры, если включать их слишком громко.
Медикаменты. Такие лекарственные препараты, как гентамицин и некоторые химиотерапевтические препараты могут повреждать внутреннее ухо. Временное нарушение слуха – звон в ушах или снижение слуха – могут происходить из-за приема больших доз аспирина или нестероидных противовоспалительных препаратов, лекарств против малярии или некоторых диуретиков.
- Методы сурдопсихологии как науки
- Связь сурдопсихологии с другими науками
- Система помощи детям с нарушением слуха в рф.
- Медико-педагогическая классификация детей с нарушением слуха (глухие).
- Особенности исследования состояния слуха у детей разного возраста.
- 2.3 Исследование слуха аудиометром
- Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Особенности ощущений, пути компенсации при их нарушениях у слабослышащих и глухих детей.
- Воссоздающее воображение у слабослышащих и глухих детей
- Непроизвольное и произвольное внимание детей с нарушенным слухом.
- Особенности развития памяти слабослышащих и глухих детей.
- Особенности образной памяти слабослышащих и глухих детей и задачи развития их образной памяти.
- Формирование словесной памяти слабослышащих и глухих детей в процессе овладения словесной речью.
- Особенности формирования мышления у глухих и слабослышащих детей.
- Развитие личности людей, имеющих нарушения слуха
- Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
- Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха