Особенности развития памяти слабослышащих и глухих детей.
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Исследования Т.В.Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов; в начале младшего школьного возраста имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. При запоминании глухие дети редко пользовались словесными обозначениями, менее точно характеризовали объект, что отрицательно сказывалось на воспроизведении схематических фигур. У глухих детей изменение образов совершается одновременно в двух направлениях: теряется своеобразие запомнившегося объекта или наоборот — оно усиливается. В процессе психического развития глухих детей образы памяти совершенствуются, формируется умение пользоваться различными средствами для запоминания. Для развития образной памяти необходимо совершенствовать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать мыслительные операции — анализ и синтез, сравнение, абстракцию; учить их использовать различные средства для запоминания. В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. Особенности развития словесной памяти глухих детей находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития, от неполного понимания текста. Дети часто понимают, о каких предметах идет речь, правильно устанавливают предметную отнесенность, довольно хорошо могут понять, какие действия совершаются персонажами; гораздо хуже они улавливают отношения между персонажами. Это приводит к упрощению отношений, обеднению содержания. Часто наблюдается сплав осмысленного и механического запоминания: то, что поняли, запоминают осмысленно, остальное — механически.
- Методы сурдопсихологии как науки
- Связь сурдопсихологии с другими науками
- Система помощи детям с нарушением слуха в рф.
- Медико-педагогическая классификация детей с нарушением слуха (глухие).
- Особенности исследования состояния слуха у детей разного возраста.
- 2.3 Исследование слуха аудиометром
- Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Особенности ощущений, пути компенсации при их нарушениях у слабослышащих и глухих детей.
- Воссоздающее воображение у слабослышащих и глухих детей
- Непроизвольное и произвольное внимание детей с нарушенным слухом.
- Особенности развития памяти слабослышащих и глухих детей.
- Особенности образной памяти слабослышащих и глухих детей и задачи развития их образной памяти.
- Формирование словесной памяти слабослышащих и глухих детей в процессе овладения словесной речью.
- Особенности формирования мышления у глухих и слабослышащих детей.
- Развитие личности людей, имеющих нарушения слуха
- Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
- Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха