Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
Проблема межличностных отношений слабослышащих школьников изучалась Э.И.Вийтар(1981). Как отмечает исследователь, на ребенка влияют не столько сами взаимоотношения, сколько то, как они им воспринимаются и оцениваются. Именно умение оценить отношение товарищей к себе, умение определить свое положение в коллективе обусловливает характер микроклимата, отражаемого ребенком. Осознание своих успехов, соответветствия своих стремлений ценностной ориентации коллектива способствует самоутверждению личности. В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном(80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично», причем остатки слуха у таких детей не всегда значительны. Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение. Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и некоммуникабельность- это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение. Ученики ценят в своих товарищах доброту, доброжелательность, желание помочь друзьям(исследование проводилось в школе для глухих в старших классах; Т.Г.Богданова, Г.А.Антонова, 1986.). Но если у глухих учеников 7-8-ых классов фактор успеваемости играл ведущую роль, то у глухих учеников в более старших классов на первый план выходили личностные особенности товарищей. Глухие учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера, такими как скупость, лживость, капризность, уклонение от труда, не пользуются уважением в коллективе глухих. Слабослышащие школьники средних и старших классов при описании друга менее полно характеризовали его внутренние качества, чем слышащие, и заметно превосходили глухих по полноте описаний. В коллективе глухих учащихся наблюдается смена лидеров, которая образуется в результате возникающих противоречий между потребностями и стремлениями лидеров, с одной стороны, и общей тенденцией развития школьного коллектива- с другой. Случаи смены лидеров сопровождаются угнетенным эмоциональным состоянием, ощущения неблагополучного положения в системе личных взаимоотношений. Анализ положения лидеров, попавших в неблагоприятное эмоциональное положение, показывает, что их острая реакция на возникающую ситуацию сопровождается неадекватным отношением к действительности, игнорированием своего неуспеха и нежеланием переосмыслить действительность. Неслышащие школьники, посещающие спецшколы гораздо чаще находятся в конфликтных отношениях с одноклассниками, по сравнению со своими сверстниками из общеобразовательных школ. Это связано с суженностью поля социального взаимодействия неслышащих, большой значимостью в общении неслышащих эмоционального аспекта взаимодействия. Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, затрудняет контакты со слышащими сверстниками. Глухим пятиклассникам трудно встать на точку зрения другого человека, понять его внутреннее состояние. Глухие старшеклассники в общении друг с другом предпочтение отдают жестовой речи, рассматривая его как более легкий и удобный способ общения.
- Методы сурдопсихологии как науки
- Связь сурдопсихологии с другими науками
- Система помощи детям с нарушением слуха в рф.
- Медико-педагогическая классификация детей с нарушением слуха (глухие).
- Особенности исследования состояния слуха у детей разного возраста.
- 2.3 Исследование слуха аудиометром
- Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Особенности ощущений, пути компенсации при их нарушениях у слабослышащих и глухих детей.
- Воссоздающее воображение у слабослышащих и глухих детей
- Непроизвольное и произвольное внимание детей с нарушенным слухом.
- Особенности развития памяти слабослышащих и глухих детей.
- Особенности образной памяти слабослышащих и глухих детей и задачи развития их образной памяти.
- Формирование словесной памяти слабослышащих и глухих детей в процессе овладения словесной речью.
- Особенности формирования мышления у глухих и слабослышащих детей.
- Развитие личности людей, имеющих нарушения слуха
- Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
- Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха