Введение
Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, дидактических средств в целях повышения активности детей в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения и воспитание детей.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра оказывает влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.
Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогике К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Большое значение придают игре современные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое явление в жизни ребенка. Игра - проявление его естественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающую действительность, размывая одновременно присущие ему способности. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний.
Игра не исчерпывает своих возможностей в развитии ребенка периодом дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для формирования математических представлений детей и подготовки их мышления к последующему и систематическому обучению. Проблема использования игры в обучении существовала на протяжении всего развития школы. В течение многих лет в нашей стране складывался авторитарный метод обучения и воспитания, когда учение рассматривалось как естественное принуждение, направленное на механическое запоминание.
В 50-е годы дидактические игры стали использоваться как формы работы в дошкольных учреждениях. И только в 70-е годы начинается накапливаться опыт по использованию игр в школьной практике.
Но к сожалению, в теоретической педагогике и практике начальной школы в области использования игры на уроках математики много нерешенных проблем и трудностей. Некоторые педагоги универсализируют значение игры. Но игра не панацея от всех бед: ребенок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания. Другие учителя в своей педагогической деятельности не используют в полной мере дидактические игры.
Объект исследования - процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования - использование дидактических игр при изучение нумерации чисел в пределах 10.
Цель - изучение и выявление наиболее эффективных условий применения дидактических игр в целях формирования математических представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
Анализ психолого - педагогической и методической литературы.
Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
Изучить и обобщить опыт работы учителей (собственный опыт).
Методы исследования: теоретический, наблюдение, изучение и обобщение опыта работы учителей, анализ результатов исследования.
- Развитие творческих способностей младших школьников при обучении математике
- Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников математических представлений в процессе дидактической игры
- Глава 2.Содержание и организация опытной работы по теме исследования.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников математических представлений в процессе дидактической игры
- 1. Роль и сущность дидактической игры в формирование математических представлений у младших школьников
- 2. Использование дидактической игры в формирование математических представлений у младших школьников
- 2. Содержание и организация дидактических игр на уроке математики в первом классе
- Заключение
- Библиография