2. Содержание и организация дидактических игр на уроке математики в первом классе
В течение педагогической практики в школе №624 в 1 «г» классе, по теме данного исследования, мною был проведен следующий урок математики.
Тема:«Знакомство с цифрой и числом 5. Составление и решение задач.»
Цель:
- познакомить учащихся с числом 5,
- составом числа 5,
- совершенствовать умение составлять и решать задачи.
Оборудование урока:
- 4 листа формата А3 с нарисованными на них улицей, остановкой, детской площадкой и школьным классом;
- 8 красных и 2 синих круга, 3 оранжевых и 2 зеленых треугольника, 3 оранжевых и 2 зеленых квадрата;
- на листе приглашение для детей в страну геометрических фигур.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
Сообщается, что: «Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Вы когда-нибудь путешествовали? А вы были в стране, которая называется «Математика»? Вы о ней что-нибудь слышали? А вы знаете, что в этой стране есть город геометрических фигур? Нет? Дело в том, что этот город очень секретный и о нем мало кто знает, туда очень трудно попасть. Но жители этого города «Круг, Квадрат и Треугольник» прислали мне и вам приглашение.
Достаем из конверта приглашение и всем его зачитывает: «Дорогие ученики 1 «г» класса! Приглашаем вас посетить город Геометрических фигур. Но наш город очень секретный, и мы не всех пускаем. Так что вам придется пройти испытания. Мы верим, что вы с ними справитесь. С уважением Круг, Квадрат и треугольник.»
Далее продолжает: «Ну, что, ребята, вы не испугались? Хотите попасть в этот город? Тогда начнем испытания!»
Организационный момент.
Проверяем готовность учащихся к уроку: «В этот город могут попасть самые аккуратные. Посмотрите на свои парты: все ли подготовили к уроку? Есть ли у вас на парте учебник, тетрадь, карточки, ручка и цветные карандаши? Молодцы! Первое испытание вы прошли.
Устный счет.
Вопрос: «Меня просили проверить хорошо ли вы умеете считать?»
Попросить несколько человек посчитать: до 7 и обратно, до 9 и обратно, до 10 и обратно.
«А теперь задание потруднее. Послушайте внимательно стихотворения и ответьте на вопросы с помощью карточек (учащиеся показывают ответы с помощью карточек, с изображенными на них цифрами):
Малыши в футбол играли,
И голы все забивали:
Один гол забил Сережа,
Три гола забил я тоже.
Сколько же всего голов
На счету у игроков? (4).
Галя по лугу шла,
Из цветов венок плела.
Колокольчик сорвала, розовую кашку.
Голубых два василька и одну ромашку.
Отвечайте, кто готов:
Сколько же в венке цветов? (4).
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окошко,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4).
«Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь следующее.»
Знакомство с цифрой и числом 5 и его составом.
Учащиеся открывают учебник (Моро М. И. 1 класс по программе 1-4) на странице 29. Ответы на вопросы:
«Посмотрите на рисунок и скажите, что делают дети? (сажают деревья). Зачем они сажают деревья? Вы наверное знаете, что деревья, как и другие растения очищают воздух, делают его пригодным для дыхания. Очень важно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не срывать листья. Сколько же деревьев дети уже посадили? (4) А сколько они сейчас сажают? (1) Сколько всего деревьев они посадят? (5) Посмотрите на примеры под рисунком и скажите какой из них подходит к нашей задаче? (4 + 1 = 5). Почему? Давайте составим задачу, решением которой будет второй пример 5 - 1 = 4, но здесь речь пойдет о детях, которые сажают эти деревья. (На рисунке всего 5 детей, один из них пошел за водой. Сколько детей осталось?). Молодцы! Вы и с этим заданием справились. Посмотрите на этой странице нарисовано много разноцветных башенок, которые состоят из разного числа кубиков. Из скольких кубиков состоит первая башенка? (5) Вторая? (4) Как можно из первой башенки получить вторую? (с первой башенки снять один кубик и получится 4) и т. д. Какие же вы молодцы! Вы прошли все испытания и теперь вы можете войти в город геометрических фигур.».
Первичное закрепление.
Раздвигаются шторы на доске и дети видят 4 плаката, на которых нарисован город Геометрических фигур: его улицы, остановка, детская площадка и школьный класс.
«Посмотрите какой это красивый красочный город. Что вы увидели в этом городе? (улицу, детскую площадку, автобусную остановку и школу.) Эта улица называется «Круглая», потому что на ней живут только круги. Раньше на ней жили 4 круга (4 круга накалываются на плакат), но недавно на этой улице построили новый дом, и теперь здесь живет еще один круг (добавляется еще один круг). Сколько теперь кругов живет на «Круглой» улице? (5) Как мы решим эту задачу? (4 + 1 = 5).»
Учащиеся открывают тетради с печатной основой на странице 21: «Посмотрите на верхнюю строчку. Правильно ли мы решили эту задачу? (да).»
«На детской площадке сначала гуляло 3 квадрата. Потом пришли еще 2. Давайте решим эту задачу. Почему мы ее не можем решить? (нет вопроса). Придумайте вопрос к этой задаче. (Сколько всего квадратов гуляет на площадке?) Какое будет решение к этой задаче? (3 + 2 = 5)»
Затем учащиеся раскрашивают в ТСО 3 квадрата оранжевым цветом, а 2 зеленым. Заполняют пропуски в примерах: «Каким было решение этой задачи? (2 + 3= =5) Значит какую цифру нужно написать на месте пропуска? (2).»
Аналогичная работа по двум оставшимся задачам и рисункам в ТСО.
«На остановке ждали автобус 5 треугольников. Один из них пошел пешком. Сколько треугольников осталось ждать автобус?»
«Сначала в школу пришли 3 круга, а затем подошли еще 2 треугольника. Сколько всего пришло в школу геометрических фигур?»
6. Продолжается работа в ТСО: «А теперь очень сложное задание. Посмотрите в ваши тетради и скажите, какие цифры написаны на первой строчке (под кругами)? Нам нужно будет их очень красиво и аккуратно написать. Пропустите клеточку и пишите 144. Цифры 144 и 225, которые вам надо написать, - это номера автобусов, которые ходят в город «Геометрических фигур».»
Учащиеся прописывают в ТСО цифры, а затем по картинке с пчелами составляют задачу: «Придумайте по этой картинке задачу? Какой из примеров в столбике будет решением нашей задачи? Какой ответ?» Аналогичная работы по второй картинке.
Подведение итогов.
«Что нового мы узнали на уроке? С чем познакомились? Что решали и составляли? И т.д.»
Самоанализ данного урока.
Я считаю, что урок достиг поставленной цели. Учащиеся активно работали на уроке, проявили большой интерес ко всем предложенным заданиям, т.к. урок начинается с вступительной беседы учителя, которая помогает заинтересовать детей, привлечь их внимание и настраивает на последующую работу на уроке. Далее идет устный счет, представленный в виде занимательных стишков, он помогает учащимся вспомнить состав числа 4 и перейти к знакомству с числом 5 и его составом, с которым они знакомятся на страницах учебника. Состав числа 5 представлен в учебнике в виде рисованных задач, одна из которых направлена на воспитание у детей любви к природе и бережному отношению к ней. Эта работа проходит быстрее, чем я планировала, т.к. учащиеся уже знакомы с такими видами задач, поэтому пытаются сами составлять и решать их, с целью попасть в город «Геометрических фигур». Далее на уроке продолжается работа над составом числа 5, представленная в виде задач с помощью наглядного материала на доске. В основе решения этих задач учащиеся закрепляют состав числа 5 и параллельно идет работа в ТСО. Несмотря на такое обилие заданий, все, что я запланировала, мне удалось провести в рамках урока, и со звонком на перемену мы закончили подведение итогов, т.к. учащиеся были довольно внимательны, почти все задания были решены правильно.
На мой взгляд ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты, что это серьезный труд, который делается для детей занимательным, они работали с интересом, увлеченно, не отвлекались, легко переключались с одного вида деятельности на другой. Я считаю, что все это положительно повлияло на результативность обучения. Планируя такой урок я попыталась некоторые моменты связать с жизнью, что учит видеть детей много интересного в мире. Игры и игровые моменты включенные в данный урок, послужили достижению главной цели моего исследования.
- Развитие творческих способностей младших школьников при обучении математике
- Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников математических представлений в процессе дидактической игры
- Глава 2.Содержание и организация опытной работы по теме исследования.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников математических представлений в процессе дидактической игры
- 1. Роль и сущность дидактической игры в формирование математических представлений у младших школьников
- 2. Использование дидактической игры в формирование математических представлений у младших школьников
- 2. Содержание и организация дидактических игр на уроке математики в первом классе
- Заключение
- Библиография