Глава 7 Тестирование личности
Тестирование личностных черт человека производится путем использования различных типов психодиагностических методов, оформленных в виде опросников. Существуют опросники интересов, установок и мотивов деятельности, личностные опросники.
Опросники интересов предназначены для выяснения профессиональных склонностей людей. Примером является «Бланк профессиональных интересов», который нацелен на определение:
1) сходства интересов исследуемого лица и лиц, достигших успеха в данной профессии;
2) сходства интересов обследуемого с типично мужскими (женскими) чертами;
3) степени зрелости интересов;
4) степени профессиональной подготовки обследуемого.
Опросники мотивов деятельности направлены на выяснение таких характеристик личности, как потребность в успехе, уважении, лидерстве, социальной значимости, признании и т.д.
Наиболее разработанными являются личностные опросники, среди которых одно из первых мест занимает Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). Опросник состоит из 550 утверждений, включенных в состав 10 основных диагностических шкал, рассчитан на людей в возрасте от 16 лет, имеющих IQ>80. У испытуемых допускаются ответы 3 типов: «верно», «не верно», «не могу сказать». Показатели нормы были определены при обследовании больших групп здоровых людей в сравнении с показателями больных различных клинических групп.
1. Шкала ипохондрии (HS), по которой определяется степень проявления у обследуемого необоснованных опасений за состояние своего здоровья, общей слабости, раздражительности. 116
2. Шкала депрессии (D) — предназначенная для определения степени субъективного дискомфорта, связанного с плохим настроением. Типичные утверждения: «Любая работа дается мне ценой больших усилий»; «У меня плохой, беспокойный сон».
3. Шкала истерии (Ну). Типичные утверждения: «Я часто ощущаю комок в горле»; «У меня часто сердцебиение и темнеет в глазах».
4. Шкала социопсихопатии (Pd). Выявляет склонности к нарушениям взаимоотношений в коллективе. Типичное утверждение: «Мне часто хочется уйти из дома (бросить школу)».
5. Шкала мужественности — женственности (Mf).
6. Шкала паранойи (Ра) характеризует склонность к «сверхценным» идеям, подозрительности, завышенной самооценке.
7. Шкала психастении (Pt) характеризует склонность к навязчивым действиям, мыслям или страхам (тревожно-мнительный тип личности).
8. Шкала шизофрении (Sc). Типичные утверждения: «Я часто слышу голоса, когда вокруг никого нет»; «Я боюсь пользоваться острыми предметами».
9. Шкала гипомании (Ма) — определяется наличие чрезмерного оптимизма и повышенного настроения.
10. Шкала социальной интроверсии (Si) определяет степень «самоуглубленности» личности, отсутствие желания общений с людьми.
Кроме наличия 10 основных шкал в MMPI присутствуют еще четыре контрольные шкалы. Это шкала «?», которая регистрирует количество ответов типа «не могу сказать». Шкала «лжи» (L) оценивает искренность опрашиваемого, его склонность к выдаче социально приветствуемых ответов. Шкала достоверности (F) направлена на оценку ненамеренного (по небрежности) или намеренного ухудшения результатов ответа. Шкала коррекции (К) направлена на выявление чрезмерной осторожности, «приглаженности» ответов.
Другой известный личностный опросник — «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF), разработанный Р. Кэттелом. На базе словаря из 18 тыс. слов автором были выбраны 4.5 тыс. слов, обозначающих черты личности и поведения. Далее список личностных черт был последовательно сокращен до 16 наиболее значимых, путем выявления синонимов и поверхностных черт. Каждый фактор представлен как имеющий положительный и отрицательный полюс. Приведем краткое описание этих факторов (табл. 5).
Таблица 5. Описание шкал опросника «16 личностных факторов»
Факторы | Положительный полюс | Отрицательный полюс |
А | Сердечность, доброта | Обособленность, отчужденность |
В | Высокий интеллект | Низкий интеллект |
С | Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) | Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) |
Е | Доминантность (настойчивость, напористость) | Конформность (покорность, зависимость) |
F | Беспечность | Озабоченность |
Н | Смелость | Робость |
I | Мягкосердечность, нежность | Суровость, жестокость |
L | Подозрительность | Доверчивость |
М | Мечтательность | Практичность |
N | Проницательность, расчетливость | Безыскусность, наивность |
О | Склонность к чувству вины | Самоуверенность |
Ql | Радикализм | Консерватизм |
Q2 | Самодостаточность | Зависимость от группы |
Q3 | Контроль желаний | Импульсивность |
Q4 | Напряженность | Расслабленность |
Широко распространена также группа личностных опросников Г. Айзенка, в которых присутствуют две базисные шкалы: нейротизм (психотизм) — стабильность и экстра- — интраверсия.
Нейротизм, или эмоциональная неустойчивость, представляет собой непрерывную шкалу, измеряющую степень неадекватного усиления реакций на нормальный стимул. Нейротизм не тождествен неврозу, хотя и коррелирует в определенной степени с его проявлениями. Для «нейротической личности» характерны ненормально (повышенно, чрезмерно) сильные реакции в ответ на вызывающие их стимулы.
Психотизм - - непрерывная шкала (от нормы до психотизма), является вариантом шкалы нейротизма в некоторых видах тестов, предназначенная для измерения выраженности таких черт, как эгоцентричность, эгоизм, бесстрастность и неконтактность.
Шкала экстраверсии — интраверсии. По Айзенку, типичные черты интраверта: спокойствие, застенчивость, погружение внутрь себя, отдаленность от окружающих людей, сдержанность чувств, педантичность. Напротив, типичными для экстраверта являются: общительность, оптимистичность, импульсивность, слабый контроль над эмоциями (1).
Г л а в а 8
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список