5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
При рассмотрении аналогий между мышлением и языком необходимо остановиться на вопросе о поверхностных и глубинных структурах языка. Универсальную теорию грамматик, основанную на понятиях глубинных и поверхностных структурах языка и правил преобразования одних в другие, предложил в 50—60-х годах этого века Ноам Хомский. Для пояснения этих терминов рассмотрим простую фразу, типа «футболист ударил по мячу». Ясно, что смысл этой фразы в принципе не изменится, если она будет иметь вид «мяч был ударен футболистом», «футболист нанес удар по мячу» или «удар по мячу был сделан футболистом» и т.д.
Приведенные варианты фразы представляют собой примеры различных внешних структур. В чем-то эти варианты отличимы друг от друга, однако в теории предполагается, что все они обладают некоторой единой глубинной структурой. Например, такая структура может представлять собой участок семантической сети или просто граф, построенный по принципу определения соотношений между группой подлежащего, определяющей субъект действия, группой сказуемого, определяющей действие, группой дополнения, определяющей объект, на который направлено действие (рис. 31)
Р и с. 31. Пример графа, иллюстрирующего глубинyю структуру фразы
Разные способы хождения по узлам графа в принципе иллюстрируют переход от одной поверхностной структуры к другой, т. е. способы построения разных поверхностных структур. Если мы будем рассматривать в виде подлежащего «мяч», то перейдем к фразе «мяч был ударен...», если заменим одно действие «ударил» на другое, эквивалентное «нанес удар», то перейдем к следующей поверхностной структуре и т.д.
Соотношение поверхностных и глубинных структур языка имеет важное значение не только для понимания сущности мыслительных процессов, но и для анализа вопросов перевода. Как известно, невозможно абсолютно точно перевести некоторый текст с одного языка на другой. Любой перевод несет в себе какие-то оттенки, причем оттенки, связанные как со структурой нового языка, так и с мыслительными характеристиками переводчика. Отсюда, в частности, происходит само понятие авторизированного перевода, т. е. перевода, одобренного автором, несмотря на отсутствие полной идентичности.
В этом смысле можно считать, что хороший перевод дает некоторый вариант поверхностной структуры текста, полностью сохраняя при этом саму его глубинную, смысловую сущность, как говорят, сохраняя «авторский дух». Аналогично обстоит дело и с проблемой взаимного понимания людей. Как бы ни были близки люди в отношении своих баз знаний, мотиваций, способов восприятия и мышления, эмоциональных характеристик, два человека (учитель и ученик, собеседники, родители и ребенок, автор и читатель, муж и жена) только «в пределе» способны полностью понять друг друга.
Смысл порождающей грамматики, так же, как и смысл поверхностных и глубинных структур в мышлении, может быть проиллюстрирован при анализе правил преобразований математических выражений. Приведем несколько примеров формул, имеющих совершенно одинаковый смысл, но разную форму записи. В записях А =В и В =А или у = kx и х = y/k правая и левая части имеют разный внешний вид, хотя сами записи содержат один и тот же набор символов. В записях типа (а+b) 2 =а2 + b2 + 2ab и (a+b)2= (a+b)(a+b) правые части имеют разный внешний вид: хотя эти части содержат тот же набор переменных и констант, эти переменные и константы связаны разными функциональными зависимостями. Наконец, в каждой из записей типа tgx = sinx/cosx, F = та правая и левая части содержат разные наборы символов (т. е. имеют разные поверхностные структуры), которые преобразуются друг в друга согласно особым правилам.
Использование для иллюстрации сущности глубинных структур семантических сетей удобно и для целей представления еще одного важнейшего свойства языка и мышления — способности к генерации поверхностных структур различного типа. Действительно, невозможно даже представить, что все варианты поверхностных структур, имеющих одну и ту же глубинную структуру, хранятся в памяти. Количество вариантов для любой относительно сложной фразы огромно. Таким образом, теория глубинных структур постулирует наличие механизмов порождения, генерирующих множество поверхностных структур на основе работы с базовой глубинной структурой фразы. Порождение (генерация) разного типа поверхностных структур той или иной фразы может осуществляться путем различных маршрутов прохождения по узлам семантической сети. Результаты такого порождения вполне соответствуют интуитивным представлениям об обучении и творчестве (рис. 32).
Отметим важный факт: как будет показано далее (разделы «Творческое мышление» и «Способности») способность к генерации новых идей является одной из важнейших характеристик творческого мышления вообще. В этом смысле весьма показательно наличие внутренней необходимости порождения новых поверхностных структур в процессе языкового мышления. Причем наличие четкой дифференцированности глубинной структуры фразы, фиксированной в структуре участка семантической сети, дает основу для регулярности процессов порождения. Действительно, задавая порядок передвижения от узла к узлу участка сети, мы задаем и порядок порождения вариантов поверхностных структур.
Р и с. 32. Неразрывность связи процессов мышления, обучения и творчества. В процессе мышления организм обучается создавать различные глубинные смысловые структуры. Еще в большей степени механизмы обучения участвуют в процессах порождения (генерации) вариантов поверхностных структур одной и той же глубинной смысловой информации
Рассмотрение процессов мышления с таких позиций наводит на мысль о творчестве и обучении как о внутренних, неотъемлемых и неизбежных характеристиках мышления, связанных с необходимостью перехода от использования огромных массивов памяти к процессам порождения новой информации по мере возникновения потребности в этой информации (рис. 32).
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список